ГОДОВАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ - 2018

ГОДОВАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ - 2018

08.02.2019 12:06 2912

Консультация исполнителя

Вікторія Бондарчук
Податковий консультант
На портале: 5 лет
0 отзывов (0 +) (0 -)
Консультации: 1

1. Формы и сроки подачи финансовой отчетности

Вид отчета

Отчетный период

Форма

Код

(эл. документа)

Срок подачи

Баланс (Отчет о финансовом состоянии (ф- №1))

2018 год**

Приказ Минфина от 07.02.13г  N 73

S0100113

не позднее 28.02.2019г

Отчет о финансовых результатах  (Отчет о совокупном доходе (ф. № 2))

S0100213

Отчет о движении денежных средств (ф. №3)

S0100309 (по прямому методу)

S0103353 (по косвенному методу)

Отчет о собственном капитале (ф.№4)

S0104008

Примечания к годовой фин.отчетности(ф.№ 5)

S0105007

Приложение к примечаниям к годовой финансовой  отчетности «Информация по сегментам (ф. №6)*

S0106005

Финансовый отчет  СМП (ф. N 1-м и ф. N 2-м)

Приказ Минфина от

 25.02.2000 г. N 39

S0110011

Упрощенный финансовый отчет  СМП

(формы N 1-мс и N 2-мс)

S0111003

*  - форма № 6 согласно П(С)БУ 29 «Финансовая отчетность по сегментам»  подается предприятиями:

- которые обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность;

- которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг);

-  в отношении продукции (товаров, работ, услуг) которых до начала отчетного года принято решение о государственном регулировании цен.

** - особые правила установлены для вновь созданных предприятий ч.2 ст.13  Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999г N 996-XIV (далее – Закон о бухучете): так, первый отчетный период у таких предприятий может быть меньше 12 месяцев, но не может быть больше 15 месяцев. Т.е.,  предприятия, которые были зарегистрированы в период с 1 октября по 31 декабря 2018 года, годовую финотчетность за этот период могут не подавать. Первый отчетный период для них будет со дня  регистрации по 31 декабря 2019 года.

Стоит отметить, это правило НЕЛЬЗЯ применять в отношении подачи финотчетности в органы ГФСУ вместе с декларацией по налогу на прибыль. Согласно  п.п. 137.4.2 НКУ первый налоговый (отчетный) период для вновь созданных предприятий начинается с даты, на которую приходится начало учета субъекта хозяйствования как плательщика налога, и заканчивается последним календарным днем налогового (отчетного) периода, в котором произошла постановка на учет. Т.е., новообразованные предприятия – плательщики налога на прибыль (которые были зарегистрированы в период с 1 октября по 31 декабря 2018 года)  впервые должны отчитаться за период: с даты,  начала учета субъекта хозяйствования как плательщика налога на прибыль по 31.12.2018 года. (письмо Минфина от 21.02.2017 г. № 11130-02-2/4779)

Субъекты хозяйствования, контролирующие другие предприятия (материнские предприятия), кроме финотчетов о собственных хозяйственных операциях, должны составить и предоставить консолидированную финотчетность за 2018 год в соответствии с П(С)БУ или МСФО (ч. 1 ст. 12 Закона о бухучете). Вместе с тем такие предприятия (кроме, представляющих общественный интерес*) могут не подавать консолидированную финотчетность, если вместе с контролируемыми предприятиями их показатели на дату составления годовой финотчетности не превышают двух из трех таких критериев:

 - балансовая стоимость активов - до 4 млн евро;

- чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - до 8 млн евро;

-  среднее количество работников - до 50 человек

----------------------

* ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС:

- предприятия - эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам,

- банки,

- страховщики,

- негосударственные пенсионные фонды (кроме отнесенных к  микро- и  малым предприятиям),

- другие финансовые учреждения (кроме отнесенных к  микро- и  малым предприятиям),

- крупные предприятия.

Стоит отметить, что такие предприятия  с 01.01.2018 г ОБЯЗАНЫ:

1) составлять отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО);

2) создать бух.службу (не менее 2 лиц) во главе с главным бухгалтером (это не касается негосударственных ПФ и институтов совместного инвестирования). При чем, главным бухгалтером может быть лицо имеющее полное высшее экономическое образование, стаж работы в сфере финансов, бухгалтерского учета и налогообложения не менее трех лет, не непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и в сфере хозяйственной деятельности;

3) обнародовать свою годовую финансовую отчетность / консолидированную отчетность.

Важно:  с 01.01.2018г появился еще один отчет - Отчет об управлении (далее – Отчет)  - документ, содержащий финансовую и нефинансовую информацию, которая характеризует состояние и перспективы развития предприятия и раскрывает основные риски и неопределенности его деятельности (ч.1 ст.1 Закона о бухучете).  Сразу обозначим, что Отчет не входит в состав финансовой отчетности и не является таковой. Обязаны представлять такой отчет  крупные и средние предприятия. Стоит отметить, что Отчет  подается вместе с финотчетностью /консолидированной отчетностью в ПОРЯДКЕ И СРОКИ, установленные законом. При чем, если предприятие подает консолидированную финансовую отчетность, то Отчет подается консолидированный. Кроме того, при составлении Отчета, средние предприятия вправе не отражать в нем нефинансовую информацию (ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете, абз. 8 п. 2 Порядка предоставления финансовой отчетности, утв. постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (далее – Порядок № 419)).

Т.о., крупные и средние предприятия вместе с полным пакетом финансовой отчетности должны подать за 2018 год  Отчет об управлении. О том, как его составлять и куда подавать, рассмотрим чуть позже.

 2. Финотчетность по МСФО

Составлять финотчетность  в соответствии с МСФО обязаны (п. 2 Порядка № 419):

- публичные акционерные общества;

- предприятия; предоставляющие финансовые услуги, кроме страхования и пенсионного обеспечения (разд. 64 КВЭД ДК 009:2010);

- предприятия, осуществляющие вспомогательную деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (разд. 66 КВЭД ДК 009:2010);

- кредитные союзы;

- банки;

- предприятия, осуществляющие деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010);

- страховщики.

Кроме того, предприятие может добровольно принять решение вместо П(С)БУ применять международные стандарты (МСФО и МСБУ) согласно ч. 5 ст. 8 и ст. 12-1 Закона  о бухучете.

3. Категории предприятий и состав финансовой отчетности

С 01.01.2018 г. применяется «новая» классификация предприятий, установленная  ст. 2 Закона о бухучете. Несмотря на то, что на сегодня действует классификация предприятий (крупные, средние, малые, мико-), установленная ст. 55 ХКУ, Закон о бухучете является специальным законом, согласно которого предприятия должны относить себя к той или иной категории. Кроме того, переходными положениями Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» относительно усовершенствования некоторых положений» от 05.10.2017г  №2164-VIII КМУ было дано шесть месяцев со дня вступления Закона в силу, для того, чтобы  разработать и внести в ВРУ проект закона о приведении в соответствие с настоящим Законом положений ХКУ в части критериев отнесения субъектов хозяйствования к микропредпринимательства, малого, среднего или крупного предпринимательства. На сегодня разработанного КМУ и внесенного в ВРУ проекта закона нет. Однако, появилась информация о том, что  Минэкономразвития  разработал проект Закона Украины "О внесении изменений в Хозяйственный кодекс Украины относительно критериев отнесения субъектов хозяйствования к микропредпринимательства, малого, среднего или крупного предпринимательства" согласно которому, предусматриваются изменения, в т.ч.  в статью 55 ХКУ. Проект Закона предусматривает, что для целей бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, необходимо руководствоваться критериями отнесения субъектов хозяйствования к различным категориям, утвержденными ст. 2 Закона о бухучете.

Показатели (соответствие не менее двум)

(берутся по состоянию на 31.12.2017г)*

Субъекты хозяйствования

(ч.2 ст.2 Закона о бухучете)

Крупные, которые не соответствуют критериям средних

Средние, которые не соответствуют критериям малых

Малые, которые не соответствуют критериям  микро-

Микро-

БС активов (евро)**

(показатель строки 1300 гр. 4  ф.ф № 1, № 1-м, № 1-мс)

свыше 20 млн

(свыше 600 084 000 грн)

до 20 млн

(до 600 084 000 грн)

до 4 млн

(до 120 001 800 грн)

до 350 тис.

(до 10 501 470 грн)

Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (евро)**

(показатель стр. 2000 ф № 2, № 2-м, № 2-мс

свыше 40 млн

(свыше 1 200 168 000 грн)

до 40 млн

(до 1 200 168 000 грн)

до 8 млн

(до 240 033 600 грн)

до 700 тис.

(до 21 002 940 грн)

Среднее кол-во работников

(рассчитывается в соответствии с разд. 3 Инструкции № 286***

свыше 250

до 250

до 50

до 10

Состав финотчетности

Баланс (Отчет о финансовом состоянии,

ф. № 1);

Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе, ф. № 2)

Отчет о движении денежных средств (ф. №3)

Отчет о собственном капитале (ф.№4);

Примечания к годовой финансовой отчетности (ф.№ 5)

Приложение к примечаниям к годовой финансовой  отчетности «Информация по сегментам (ф. №6)

Баланс, ф. № 1-м

Отчет о финансовых результатах,

ф. № 2-м

Баланс, ф. № 1-мс

Отчет о финансовых результатах,

ф. № 2-мс

* - при определении, к какой категории предприятий себя отнести, используются  показатели годовой финансовой отчетности за прошлый год  - «показатели на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному» (абз. 2 ч. 2 ст.2 Закона о бухучете)

** - критерии в евро пересчитывают по среднегодовому курсу НБУ. За 2017 год он составил 30,0042 грн./евро;

*** - Инструкция № 286 – Инструкция по статистике количества работников, утв. Приказом Гос.ком.стата Украины от 28.09.2005г № 286

Чтобы перейти в другую  категорию, предприятие должно как минимум два года не соответствовать критериям предыдущей категории (последний абзац ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете).

Для справки

Категория предприятий

Состав финансовой отчетности

«полный комплект»

1-м, 2-м

1-мс, 2-мс

Плательщики налога на прибыль

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: в случае подачи  «электронной» отчетности -  сначала подаем  финотчетность (дожидаемся получения квитанций о приеме финотчетности), а после - Декларацию по налогу на прибыль

Крупные и средние предприятия

+

-

-

Малые предприятия (п. 1 ч. 2 П(С)БУ 25)

-

+

-

Микропредприятия (п. 2 ч. 2 П(С)БУ 25)

-

-

+

Плательщики единого налога 3 группы

Крупные и средние предприятия

+

-

-

Малые предприятия (п. 2 ч. 2 П(С)БУ 25)

-

-

+

Микропредприятия (п. 2 ч. 2 П(С)БУ 25)

-

-

+

Плательщики единого налога 4 группы

Крупные и средние предприятия

+

-

-

Малые предприятия (п. 1 ч. 2 П(С)БУ 25)

-

+

-

Микропредприятия (п. 2 ч. 2 П(С)БУ 25)

-

-

+

Неприбыльные организации (п. 3 ст. 11 Закона о бухучете, абз 15 п. 2 Порядка № 419)

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: в случае подачи  «электронной» отчетности -  сначала подаем  финотчетность (дожидаемся получения квитанций о приеме финотчетности), а после Отчет об использовании доходов (прибыли) неприбыльной организацией

Неприбыльные организации (кроме микропредприятий) (п. 1 ч. 2 П(С)БУ 25)

-

+

-

Неприбыльные организации (микропредприятия) (п. 2 ч. 2 П(С)БУ 25)

-

-

+

Плательщики, которые составляют отчетность по международным стандартам - подают  комплект полной финотчетности:

- отчет о финансовом состоянии,

-отчеты о прибыли/убытке  и  прочем совокупном доходе,

- отчет об изменениях в собственном капитале,

- отчет о движении денежных средств,

- примечания к данной отчетности (отельной формы примечаний  не установлена, поэтому  примечания могут подаваться  в составе финотчетности как приложение к ним в самостоятельно избранном виде (письменное  пояснение, таблица, графи и т.п.). При этом отметка о подаче примечаний к финотчетности в таблице «Наявність поданих до Податкової декларації з податку на прибуток підприємств додатків -  форм фінансової звітності» не проставляется.(ЗІР категория 102.23)

Периодичность предоставления финансовой отчетности

Крупные и средние предприятия

1)  промежуточная финотчетность (I квартал, первое полугодие, девять месяцев) в составе баланса и отчета о финансовых результатах – не позднее 25 числа месяца, следующего  за отчетным кварталом

2)  годовая финотчетность в «полном комплекте» - не позднее 28 февраля следующего за отчетным года

Малые предприятия*

Годовая финансовая отчетность , предусмотренная для субъектов малого предпринимательства (1-м,2м, 1-мс, 2-мс)**  - не позднее 28 февраля следующего за отчетным года

Микропредприятия*

* - если предприятие, которое является плательщиком налога на прибыль и для которого установлен  налоговый (отчетный) период - квартал, при подаче налоговой декларации по налогу на прибыль предоставляют также промежуточную (квартальную) финансовую отчетность по форме 1-м,2-м и 1-мс, 2-мс ((письмо Минфина от 21.02.2017 г. N 11130-02-2/4779). 

** - это правило не касается предприятий, которые обязаны составлять финотчетность по МСФО

 

Для справки

Информационное уведомление Минфина  об определении категории предприятия от 12.11.18 г.- в нем Минфин привел примеры определения «своей» группы.

Приклади визначення категорії, до якої належить підприємство (мікро-, мале, середнє, велике) відповідно до критеріїв, наведених у Законі України "Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні"

Балансова вартість активів

Чистий дохід від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг)

Середня кількість працівників

Категорія підприємства

тис. грн

категорія підприємства, до якої може належати відповідний суб’єкт

тис. грн

категорія підприємства, до якої може належати відповідний суб’єкт

осіб

категорія підприємства, до якої може належати відповідний суб’єкт

1

2

3

4

5

6

7

8

Підприємство 1

9154,0

мікро

21134,0

мікро

238

середнє

мікро

Підприємство 2

9357,4

мікро

41167,6

мале

614

велике

мале

Підприємство 3

9549,0

мікро

271242,2

середнє

14

мале

мале

Підприємство 4

119905,1

мале

10657,8

мікро

50

середнє

мале

Підприємство 5

111327,2

мале

1980,0

мікро

261

велике

мале

Підприємство 6

119942,3

мале

294008,9

середнє

6

мікро

мале

Підприємство 7

117214,5

мале

327941,8

середнє

1667

велике

середнє

Підприємство 8

51934,6

мале

1639082,5

велике

5

мікро

мале

Підприємство 9

598712,7

середнє

17006,6

мікро

38

мале

мале

Підприємство 10

564541,9

середнє

196369,1

мале

4

мікро

мале

Підприємство 11

545395,4

середнє

236403,1

мале

554

велике

середнє

Підприємство 12

356810,0

середнє

1692242,6

велике

7

мікро

середнє

Підприємство 13

372625,1

середнє

1407485,2

велике

44

мале

середнє

Підприємство 14

3461524,4

велике

8870,2

мікро

27

мале

мале

Підприємство 15

754942,8

велике

3055,6

мікро

63

середнє

середнє

Підприємство 16

1473440,2

велике

112702,2

мале

8

мікро

мале

Підприємство 17

1515101,2

велике

46235,0

мале

149

середнє

середнє

Підприємство 18

873772,9

велике

901070,9

середнє

8

мікро

середнє

Підприємство 19

1173473,9

велике

372304,2

середнє

43

мале

середнє

Підприємство 20

1258152,7

велике

1515374,2

велике

235

середнє

велике

Підприємство 21

347247,6

середнє

1726492,4

велике

651

велике

велике

Підприємство 22

742954,3

велике

355716,8

середнє

271

велике

велике

4. Обнародование финансовой отчетности

В связи с изменениями в Закон о бухучете, вступившими в силу в 2018 и 2019 годах,  перечень лиц, обязанных обнародовать свою годовую финансовую отчетность / консолидированную отчетность, расширен:

Таблица построена с учетом мнения Минфина, изложенного в письме от 07.12.2018 г. № 35210-06-5/32299

Категория предприятий, обязанных обнародовать свою годовую финотчетность /консолидированную отчетность

(ст. 14 Закона о бухучете)

Сроки обнародования финотчетности /консолидированной отчетности

Особенности обнародования

1

2

3

С 01.01.2018 года

Отчетность за 2018 год

Предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ЦБ)

Публичные акционерные общества

до 30.04.2019 г.

Вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (веб-сайте) (в полном объеме) или другим способом в случаях, определенных законодательством.

Также вместе с годовой финотчетностью /

Субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке

до 30.04.2019 г.

/ консолидированной отчетностью обнародованию подлежат: Отчет об управлении /консолидированный Отчет об управлении и Отчет о платежах в пользу государства*  /консолидированный Отчет о платежах в пользу государства.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях

С 01.01.2019 года

Отчетность за 2019 год

Крупные предприятия, которые не являются эмитентами ЦБ

до 01.06.2020 г

Вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (веб-сайте) (в полном объеме).

Также вместе с годовой финотчетностью обнародованию подлежат: Отчет об управлении и Отчет о платежах в пользу государства*

Средние предприятия

Прочие финучреждения, которые относятся к микро- и малым предприятиям

* - такой отчет составляют и подают предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения или заготовку древесины и при этом представляют общественный интерес

5. Ответственность

Вид правонарушения

Штрафные санкции

Норма

Орган, налагающий штраф

1

2

3

4

Отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение недостоверных данных в финансовую отчетность, неподача финансовой отчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей

от 8 до 15 ННМДГ (от 136 до 255 грн.), повторно (если в течение года лицо подвергалось административному взысканию за одно из таких правонарушений) - 10 до 20 ННМДГ (от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст.

164-2 КУоАП

Органы Госаудитслужбы

(ст. 234- 1 КУоАП).

С  07.02.2019:

Нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом

от 1000 до 2000 ННМДГ (от 17000 до 34000 грн.), повторно (если в течение года лицо подвергалось административному взысканию за такое правонарушение) – от 2000 до 3000 ННМДГ (от 34000 до 51000 грн.)

Ч. 1 ст.

163-16

КУоАП

- на банки - НБУ (ст. 234-3 КУоАП);

- на небанковские финансовые учреждения -  Нацкомфинуслуг (ст. 244-16 КУоАП);

- на эмитентов, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах или в отношении ценных бумаг которых осуществлено публичное предложение, а также на профессиональных участников фондового рынка - НКЦБФР (ст. 244-17 КУоАП);

- на других субъектов хозяйствования, обязанных обнародовать свою финотчетность вместе с аудиторским отчетом - орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (ст. 244-22 КУоАП).

Непредоставление органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или предоставление недостоверных сведений, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистичеcкой документацией, либо с опозданием; необеспечение надлежащего состояния первичного учета

от 10 до 15 ННМДГ

(от 170 до 255 грн.)

повторно в течение года после наложения административного взыскания -

от 15 до 25 ННМДГ

(от 255 до 425 грн.)

 

Ч. 1 ст.

186-3

КУоАП

Органы статистики

Этот же штраф применяется за  непредоставление финотчетности органам статистики (письмо Госкомстата от 01.11.2001 г. № 16-1 -67)

Неподача финансовой отчетности в орган ГФСУ вместе с Декларацией по налогу на прибыль / Отчетом об использовании доходов (прибыли) неприбыльной организацией

170 грн. за каждое такое непредоставление или несвоевременное предоставление, а в случае совершения тех же действий налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, - 1020 грн. за каждое непредоставление или несвоевременное предоставление

п. 120.1 НКУ

Органы ГФСУ

 6. Отчет об управлении

Кто должен составлять и подавать Отчет?

Предприятия, которые относятся к крупным и средним предприятиям по показателям 2017 года (ч. 7 ст. 11 Закона  о бухучете, информационное сообщение Минфина от 12.11.18 г.)

Не подают Отчет: бюджетные учреждения, малые предприятия  и микропредприятия непредпринимательские общества и представительства иностранных субъектов ( ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете,  п. 1 разд. I Методических рекомендаций по составлению отчета об управлении, утв. приказом Минфина от 07.12.18 г. № 982 (далее – Методрекомендации № 982).

Куда и когда нужно подавать Отчет?

Отчет подается вместе с годовой финансовой отчетностью в тот же орган, в который подается финотчетность. (ч. 7  ст. 11 Закона о бухучете; п. 2 Порядка № 419).

В ГФСУ Отчет  подавать НЕ НУЖНО, т.к. он не является финансовой отчетностью!!!

К сожалению, на данный момент,  нет официального подтверждения от органов статистики,  по поводу того, что она готова принимать этот отчет. Также он отсутствует в перечне статистических форм отчетов.

Срок предоставления, как и для годовой финансовой отчетности –  не позднее 28.02.2019года

ВАЖНО: предприятия, годовая финансовая отчетность которых подлежит обнародованию, должны вместе с финотчетностью обнародовать и Отчет об управлении. Стоит отметить, что за нарушение порядка обнародования финотчетности предусмотрен «внушительный» админштраф. Будет ли он применятся за необнародование Отчета об управлении пока сказать сложно. Поэтому, до появления официальных разъяснений, советуем, не рисковать и  обнародовать Отчет об управлении вместе с годовой финотчетностью на своем официальном веб-сайте.

По какой форме подается Отчет?

Форму, согласно ч. 4 ст. 11 Закона о бухучете должен разработать и  утвердить  Минфин. Но, т.к. до сегодняшнего времени он это не сделал – предприятие форму разрабатывает самостоятельно

Отчет  в электронном виде подать не удастся, т.к. нет такой возможности

 

Якщо подобається, тисни кнопку
Не нашли ответа на свой вопрос? Тогда задайте платный или бесплатный вопрос
Підписуйтесь на B2BConsult.ua в соціальних мережах!
І будьте в курсі правових, податкових, фінансових новин України, а також нашого сервісу!

Підписатися в Facebook

Підписатися в Instagram

Підписатися в Telegram