Как правильно учитывать шины для автотранспорта?
АКТУАЛЬНО НА 04.02.2014
Выдачу шин (зимних/летних) со склада и возврат летних (зимних) шин на склад или передача их другому материально ответственному лицу (к примеру, начальнику автохозяйства) оформляют Накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11. Хотим обратить внимание, что так же информацию о демонтаже и сдаче шины на склад или выдаче ее со склада отражают в карточке учета шины (ведут ее по форме приложения 5 к Эксплуатационным нормам, утвержденным приказом Минтранса от 20.05.06 г. № 488).
Согласно Инструкции 291 «Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета» на субсчете 207 «Запасные части» ведется учет автомобильных шин в запасе и обороте. Следует отметить, что ни в одном нормативном документе не разъяснено, что считать «шины в обороте».
На практике в бухгалтерском учете возможны два варианта учета шин приобретенных отдельно от автомобиля.
Первый вариант.
Вновь приобретенные шины предприятие относит в состав запасов и учитывает на субсчете 207 «Запасные части». При передаче шин со склада для установки на автомобиль их стоимость списывают на расходы отчетного периода как расходы, связанные с поддержанием объекта основных средств в рабочем состоянии (п. 15 П(С)БУ 7). В дальнейшем по таким запасам ведется аналитический учет по местам их хранения и в разрезе материально ответственных лиц (в карточке учета шин)
В данном случае к шинам применяется подход как к любым запчастям, которые списываются на затраты по ремонту при установке на автомобиль.
Второй вариант.
С точки зрения контроля за использованием шин, для правильного учета при инвентаризации, а так же для контроля процесса их эксплуатации, можно применять два субсчета :
Операции с шинами, которые будут приобретаться отражаются следующим образом:
1) приобретение: отражаются в составе запасов по первоначальной стоимости по дебету субсчета 207.1 «Шины на складе»;
2) при установке на автомобиль: отражаются по дебету субсчета 207.2 «Шины в эксплуатации» и кредиту субсчета 207.1 «Шины на складе (на хранении)»
3) после замены на новую шину, если старая еще может быть использована в будущем, она приходуется на субсчете 207.1 «Шины на складе».
4) в случае замены на новую шину, а старая уже не может быть использована в будущем (шина изношена и не может в дальнейшем эксплуатироваться), то стоимость старой шины списывается в состав затрат (Дт 23, 91-94 Кт 207.2)
Так же возможно более широкое применение субсчетов второго порядка, например:
Учитывая то, что при использовании зимних и летних шин их приходится 2 раза в год менять, то в этом случае предпочтительней использовать второй вариант.
По мнению налоговиков, для отражения в налоговом учете затрат на приобретение шин ориентируют плательщиков на нормы эксплуатационного пробега. Так, если шины «выбегали» установленную норму, их замену налоговики рассматривают как техническое обслуживание транспортного средства. Затраты на приобретение таких шин они предлагают относить к расходам на содержание основных средств (консультация в ЕБНЗ в разделе 102.07.20).
Следовательно в налоговые расходы такие затраты попадают не сразу при покупке резины, а на дату ее списания в связи с непригодностью.
Иначе говоря, стоимость приобретенных шин ни в момент оприходования, ни в момент передачи со склада для установки на автомобиль в налоговом учете предприятие не отражает.
И только когда станет известно, что шины, установленные на автомобиль, выработали назначенный ресурс, затраты на их приобретение попадут в налоговые расходы.
Такой подход, предлагаемый налоговиками соответствует бухучетному второму варианту отражения затрат на замену шин.