АКТУАЛЬНО НА 08.07.2013
Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637 (далее Положение № 637) прямо не установлена обязательность наличия кассы на предприятии, если предприятие не проводит наличные расчеты.
В тоже время пунктом 2.1 Положения № 637 определены требования к организации наличных расчетов: «предприятия (предприниматели), открывшие текущие счета в банках и хранящие на этих счетах свои средства, осуществляют расчеты по своим денежным обязательствам, возникающим в хозяйственных отношениях, приоритетно в безналичной форме, а также наличной форме (с соблюдением действующих ограничений) в порядке, установленном законодательством Украины».
Также, пунктом 5.2 Положения № 637 предусмотрено, что для каждого предприятия и его обособленного подразделения составляется отдельный расчет установления лимита остатка наличных в кассе.
Из данного пункта можно сделать косвенный вывод, если на предприятии есть подразделения, которые осуществляют наличные расчеты и ведут кассовую книгу, то на предприятии должна быть отдельно касса предприятия и отдельно кассы обособленных подразделений.
С учетом этих норм, по нашему мнению, так как в компании есть 4 подразделения, в которых проводятся наличные расчеты через РРО и ведутся кассовые книги, для которых отдельно установлены лимиты, то в компании так же должна быть «центральная» касса предприятия.
На практике, те предприятия, которые перешли полностью на безналичные расчеты с работниками поступают следующим образом. Одному из работников бухгалтерии поручается введение кассовой книги. При этом, поскольку нет кассовых оборотов, то фактически это не приводит к дополнительной нагрузке на бухгалтера. Так как, на сегодняшний день, нет обязательных требований по техническому оборудованию кассы, то при отсутствии оборотов и остатков средств в кассе, можно формально предоставить этому бухгалтеру какой – либо сейф в бухгалтерии на «случай возникновения» остатка по кассе, который на практике никогда не возникнет.
2. По нашему мнению, если обособленное подразделение производит расчеты наличными через РРО и самостоятельно ведет кассовую книгу, то ему необходимо после оприходования выручки через КУРО в этот же день оприходовать данную выручку в кассовой книге (включая остаток средств внесенные в кассовый аппарат в начале для «разменной монеты»). При этом следует отметить, что на сумму выручки изъятой из ящика РРО с помощью операции «Служебная выдача» выписывается приходный кассовый ордер и делается запись в кассовой книге. В течении дня может быть несколько выемок выручки из РРО и каждую нужно внести в кассовую книгу, то есть вся выручка которая за день была проведена через РРО, должна быть оприходована по кассовой книге.
Мы рекомендуем, всегда после проведения операции «Служебная выдача» оформлять приходный кассовый ордер на сумму выдачи, а так же записывать его в кассовую книгу и соответственно отражать выручку в КУРО на основании Z-отчета. К такому выводу приводит письмо НБУ от 16.04.10 г. № 11-110/2010-6116 и письмо ГНС от 05.05.2010 г. N 8795/7/23-7017/538 согласно которым «В случае, если наличность проведена через РРО и в КУРО на основании фискальных отчетных чеков, однако в день получения наличных средств не проведена по кассовой книге, Национальный банк Украины считает, что такая наличность оприходована в кассе предприятия несвоевременно».