1. Согласно ст. 75.1.2 Кодекса «Не являются предметом документальной плановой проверки вопросы трансфертного ценообразования, определенные ст. 39 настоящего Кодекса». К ТЦО относится наш основной вид деятельности перевалка и купля- продажа сои. Можем ли мы не предоставлять инспектору документы по данным операциям ?
2. Предприятие за 2012, 2013 г.г. применило налоговый компромис согласно подраздела 9 Переходных положений Кодекса. Был уточнен налог на прибыль в части аммортизации. Должно ли предприятие за данный период предоставлять документы к проверке?
АКТУАЛЬНО НА 14.11.2015
1. Вы можете не отвечать на вопросы по трансфертному ценообразованию, например, не обосновывать соответствие цен рассчитанному диапазону цен, а также не предоставлять документацию по обоснованию цен контролируемых операций, которую предприятие должно предоставлять при проверках по трансфертному ценообразованию. Но обычные первичные документы, подтверждающие хозяйственные операции, договора необходимо предоставлять при плановых проверках.
2. В разделе 20 НКУ есть такая норма:
«9. У разі досягнення податкового компромісу перевірки щодо податку на прибуток підприємств та/або податку на додану вартість за уточненими операціями у наступних періодах за зазначеними податками контролюючими органами не проводяться.»
На основании этой нормы налоговики считают, что имеют право проверять другие операции за эти же периоды. К сожалению, эта норма так написана, что действительно позволяет такое фискальное прочтение.
Можно предложить следующие аргументы в случае спора в суде о правомерности проведения налоговой проверки за периоды, в которых состоялся налоговый компромисс.
По нашему мнению, данные нормы нужно рассматривать в комплексе: за периоды, которые охвачены компромиссом не могут проводиться проверки, поскольку в уточненке по компромиссу приводятся все строки декларации.
Но, нельзя исключать, что на основании п.9 содержащего упоминание «операций», налоговики будут пытаться проводить проверки в будущем (об этом налоговики уже упоминали в своем письме от 23.02.2015 г. N 5996/7/99-99-20-07-03-17). Такие проверки, по нашему мнению, должны носить внеплановый характер и проводиться по отдельным встречным операциям, поскольку комплексная проверка подразумевает проверку в целом за определенный период всех операций, в которые входят также операции, уточненные при компромиссе (невозможно проверить операции за период, не касаясь уточненных операций при компромиссе).
Поскольку, если при комплексной проверке будут уточнены периоды, за которые уже представлены уточненки в рамках компромисса, то получится, что обязательства в целом за период будут меняться налоговиками, следовательно будут изменены результаты представленные в уточненке в рамках компромисса. Но это недопустимо, так как будет нарушаться п.8 данного раздела, в котором сказано «їх розмір не може бути змінений в інших податкових періодах».
По нашему мнению, в п.9 данного раздела идет речь о том, что в будущем проверки уточненных операций при компромиссе не могут проводиться, а поскольку проверки по отдельным операциям проводятся при внеплановых встречных проверках, то считаем, что в данном пункте речь и идет именно о внеплановых встречных проверках. А что касается комплексных проверок, которые проводятся за период в целом, а не по отдельным операциям, то данный пункт не указывает на возможность проведения комплексной проверки за периоды, которые уточнены при налоговом компромиссе. Если же будет проводиться комплексная проверка за уточненные периоды при компромиссе, то это, по нашему мнению, будет нарушать п.1, п.8, п.11 подраздела 92 раздела 20 НКУ.
Важное значение также имеет наличие судебной практики, которой пока, к сожалению, нет. Поэтому сложно предусмотреть в чью пользу будут приниматься судебные решения по данному вопросу.