Для получения товара или посылки, сотрудник предприятия обязан иметь доверенность, которая оформлена на его имя. Документ может быть как единоразовым, так и постоянным. Оформление доверенности — задача бухгалтера предприятия, либо юриста.
Во избежание проблем, которые могут возникнуть из-за неправильного оформления документа, необходимо знать и соблюдать основные критерии заполнения бланков. Законодательно, этот вопрос рассмотрен в статьях 244-250 Гражданского кодекса Украины. Чтобы вам было легче разобраться, предлагаем материал ниже.
Для начала необходимо понимать круг лиц, на которых может быть выписана доверенность.
Как правило, компания или организация выписывают документ на своего сотрудника. Доверенность может быть выписана на получение товара, денег или других имущественно-материальных ценностей, когда доверитель не может получить их по определенным причинам. Чаще всего доверенными лицами выступают менеджеры по закупкам, логисты, руководители отделов, экспедиторы.
Возможно оформление доверенности с правом передоверия, но на практике такие случаи бывают нечасто.
Обратите внимание, что организация может оформить документ только на сотрудника, который официально числится в штате.
Если компания небольшая, то составлением и подписанием договора может заниматься непосредственный руководитель. Также допускается привлечение сторонних специалистов, например юриста.
В случае когда компания крупная, руководитель может делегировать полномочия и передать оформление документа секретарю, бухгалтеру, штатному или приглашенному юристу. Но в таком случае директору все равно необходимо подписывать бумаги.
Под физическим лицом стоит понимать индивидуального предпринимателя, а не отдельного гражданина.
Физ лицо может доверить другому человеку получение товара или финансов. В случае, когда индивидуальный предприниматель получает товар самостоятельно, но при этом есть подписанный договор на другого человека, то ИП должен предъявить паспорт и соответствующие бумаги, где указаны условия получения.
В случае оформления доверенности от физического лица допускается применение унифицированной и свободной формы заполнения. Когда была использована форма М-2, то необходимо хранить корешок от бланка в журнале.
В Украине индивидуальные предприниматели могут работать без печати. Но зачастую контрагенты отказываются от сотрудничества без печатного заверения, поэтому рекомендуем все же приобрести печать.
Компании, которым присвоен статус юр лиц, могут выдавать доверенность сотрудникам компании и третьим лицам. При этом документ может быть выписан не на организацию, а на физическое лицо, как гражданина.
В случае, когда получение торгово-материальных ценностей поручают директору организации, то его данные вносят так же, как и рядового сотрудника.
Юридические лица могут оформлять доверенность на унифицированных бланках или на собственных.
В обоих случаях, когда доверенность оформлена ИП или юр лицом, ее заверение можно провести самостоятельно, либо при помощи нотариуса. При этом участие последнего обязательно если доверенность необходимо передоверить.
Какими будут полномочияу доверенного лица, решается каждый раз в индивидуальном порядке.
Доверенность может быть гениальной или свободной. Первая оформляется в тех случаях, когда доверенное лицо часто или регулярно совершает возложенные на него обязанности. Вторая — когда действие необходимо совершить разово или крайне редко.
Генеральную доверенность необходимо заверить у нотариуса, иначе она не имеет правовой силы. При этом следует помнить, что документ позволяет доверенному лицу совершать ряд действий, которые прописаны в договоре. Поэтому к выбору такого человека необходимо подходить крайне ответственно, так как он должен действовать в интересах ИП или предприятия.
Чтобы документ на передачу определенных прав доверенному лицу имел юридическую силу, необходимо его правильно составить. Основное, что должно присутствовать обязательно — подпись того, кто доверяет и того, кто будет выполнять возложенные на него обязанности.
Кроме подписи, в документе также обязательно должны присутствовать данные сторон.
Остальную информацию в доверенности можно излагать в свободном виде. Какого-то определенного шаблона нет.
Чтобы документ был правомерным, при его составлении рекомендуется придерживаться тех норм и рекомендаций, которые даны для составления бумаг по делопроизводству.
В доверенности нельзя зачеркивать, затирать или делать какие-либо исправления. В особенности это правило касается данных о сторонах и функций, которые возлагаются на доверенное лицо.
Не стоит забывать прописать период действия документа. Законодательно ограничений нет, поэтому сроки вносятся по своему усмотрению. Если вдруг информация не указана, то срок действия доверенности — 12 месяцев с того дня, как она была подписана сторонами.
Бухгалтерия обязана зарегистрировать составленную на предприятиях доверенность на получение товарно-материальных ценностей, по унифицированной форме № М-2. Пометку делают в книге доверенностей.
В случае, когда компания часто оформляет подобные документы на сотрудников, регистрацию можно производить в заранее подготовленном журнале «Учет выданных доверенностей», согласно образца, который утвержден по Инструкции.
Все данные по доверенностям необходимо хранить отдельно, назначив за регистрацию ответственное лицо.
Человек, которому было поручено выполнение определенных функций (получение товарно-материальных ценностей), обязан бухгалтерии отчитаться о выполненной работе, не позднее, чем следующий день после того как было выполнено поручение.
Какими бы формами ни пользовались организации при составлении доверенностей, их необходимо передать поставщику при получении товара, одновременно с ТТН или других документов, которые подтверждают передачу товарно-материальных ценностей.
Срок действия доверенности на получение ТМЦ обычно не превышает пятнадцати дней. При необходимости, его можно сократить или увеличить, предварительно прописав все условия в договоре.
Если доверитель поручает уполномоченному лицу получить ТМЦ в формате плановых платежей, то срок действия доверенности чаще всего составляет один месяц. Когда сотрудник не отчитывается о получении ценностей за этот период, получить аналогичный документ он больше не сможет.
Доверенность может утратить свою юридическую силу в таких случаях:
Все указанные причины — это повод для того, чтобы организация, которая обязуется выдать товар доверенному лицу, отказала в этом.
Сделайте первый шаг к решению проблемы —
проконсультируйтесь у специалиста сейчас.
Ваш вопрос получат все консультанты В2В
Вы, как заказчик, самостоятельно устанавливаете стоимость консультации
Любым удобным способом - Visa, MasterCard, Privat24, через банк
В сжатые сроки от 10 минут на фирменном бланке В2В