АКТУАЛЬНО НА 23.09.2013
Типовая форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля», которая использовалась для определения и учета работы транспортного средства, для списания топлива, отменена (приказом от 19.03.2013 г. № 95 признан утратившим силу приказ № 74).
Возник вопрос – на основании какого документа в этом случае списывать израсходованное топливо?
В соответствии с п.2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете № 88, форму первичного документа для учета работы транспортного средства предприятие может разработать самостоятельно. Разработанная форма должна иметь все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2.4 Положения № 88. Такую самостоятельно разработанную форму (она может полностью соответствовать отменной форме 3) и порядок ее использования стоит утвердить приказом руководителя предприятия.
Также таким первичным документом может стать отчет о расходы топлива за месяц, который также должен содержать все реквизиты первичного документа.
Для грузовых перевозчиков в Правилах перевозок и сейчас остается указание, что путевой лист - первичный документ об учете грузовых автомобильных перевозок, который характеризует работу автомобиля и водителя с момента их выезда из автотранспортного предприятия и до возвращения на предприятие. И суды даже после того, как путевой лист исчез из Закона об автотранспорте, продолжают его считать необходимым документом для списания топлива и учета транспортной работы, ссылаясь на Правила перевозок (см. постановление Киевского окружного административного суда от 12.03.2013г. в деле № 2а-5966/12/1070). Вместе с тем они говорят об использовании утвержденной формы. Учитывая это, во время перевозок грузов рекомендуем использовать типовую форму путевого листа автомобиля (№ 2-ТН), утвержденную приказом № 488.
Можно ли не заполнять графы для отметки врача и механика?
Для учетных целей такие сведения значения не имеют. То есть даже если отметок врача и механика не было на путевом листе – на его основании все равно можно списывать топливо. Ведь через отсутствие таких отметок документ не терял статуса первичного. Подтверждает это и решение суда. Например, в постановлении Донецкого апелляционного административного суда от 18.01.2012 г. в деле № 2а-8135/11/1270 сказано: «Відсутність підпису лікаря в графі «Водій за станом здоров’я допущений до керування» та підпису механіка, не може свідчити про незаконне списання бензину, а свідчить лише про оформлення подорожнього листа не у відповідності з вимогами Інструкції про порядок застосування подорожнього листа службового легкового автомобіля та обліку транспортної роботи …».