Наша экспедиторская компания заказала автоперевозку из Украины в Францию и автоперевозчиком является Украинская компания. На пути следования были сорваны пломбы в результате чего произошло воровство груза на сумму, указанную в Претензии со стороны Клиента нерезидента в евро.
Автоперевозчик украинский предоставил список документов от своей страховой компании для возмещения нашей компании ущерба по Претензии нашего Клиента, понесенного в результате доставки им груза во Францию.
Возникают вопросы :
1) В каком виде и форме мы должны выставить эту Претензию на сумму возмещения ущерба Автоперевозчику, если наш клиент нерезидент ее выставил в евро?
Надо ли при этом прописывать в Договоре с Автоперевозчиком (может сделать необходимо Доп. соглашение, т.к. в Договоре не были указаны эти нюансы) , что сумма нанесенного ущерба пересчитывается в грн. по курсу НБУ или коммерческому курсу, при этом , мы будем нести затраты при покупке валюты и переводу ее Клиенту нерезиденту и эти затраты нам тоже должен возместить Автоперевозчик?
2) Можно ли произвести взаимозачет сумм, если Клиент нерезидент нам должен оплатить за автоперевозку, а мы ему возместить ущерб должны, в результате чего мы возмещаем разницу?
С точки зрения налогового учета, как правильно оформить эту операцию и правильно прописать это в Договоре с Клиентом?
3) С точки зрения налогового законодательства, сумма Претензии выставленная нами Автоперевозчику не будет ли являться Доходом п/п или она пройдет транзитом, т.к. выставляет Претензию нам Клиент, которую мы должны возместить, а нам в свою очередь возмещает страховая компания Перевозчика, хотя в Договоре с Автоперевозчиком у нас ничего не прописано о возмещении страховой компанией перевозчика?
АКТУАЛЬНО НА 16.07.2013
Транспортно-экспедиторская деятельность в Украине регулируется Хозяйственным и Гражданским кодексами, Кодексом торгового мореплавания, Законами Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», «О транспорте», «О внешнеэкономической деятельности» и другими нормативно-правовыми актами в этой сфере.
Документом, в котором более конкретно описано содержание правоотношений между субъектами данного процесса, является Договор транспортного экспедирования (для изучения не представлен) .
По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязывается за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 9 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности»). Идентичное определение содержится и в ч. 1 ст. 929 ГК Украині.
Одним из существенных условий договора транспортного экспедирования является характер и предел ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств.
Проблемы, которые возникают на практике, обусловлены тем, что участников транспортно-экспедиторской деятельности может быть много: клиенты, перевозчики, экспедиторы, транспортные агенты, порты, железнодорожные станции, объединения и специализированные предприятия железнодорожного, авиационного, автомобильного, речного и морского транспорта, таможенные брокеры и другие лица, которые выполняют работы (предоставляют услуги) при перевозке грузов.
Привлечение экспедитором к выполнению договорных обязательств третьих лиц, особенно в смешанных и международных перевозках, увеличивает риск потери, повреждения груза клиента, а следовательно, увеличивает и степень ответственности экспедитора перед клиентом.
На сегодня законодательство о характере и пределе ответственности экспедитора недостаточно конкретизировано.
Так, в ХК Украины транспортному экспедированию посвящена всего одна статья 316, где отсутствуют указания на ответственность сторон по настоящему договору. Следовательно, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения экспедитором своих обязательств он будет отвечать перед заказчиком по общим нормами ХК или договору, в котором стороны, часто используют «общую» фразу «... за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины.».
Статья 934 ГК содержит отсылающую норму об ответственности экспедитора, согласно которой в случае нарушения обязательств по договору экспедитор (при наличии вины) отвечает перед клиентом согласно гл. 51 ГК, то есть в общем для всех видов обязательств порядке. Последствия могут быть очень неблагоприятными, в частности уплата неустойки, возмещение убытков и т.д. (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 611 ГК).
Согласно ст.14 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» экспедитор отвечает перед клиентом за количество мест, вес, если проводилось контрольное взвешивание в присутствии представителя перевозчика, принадлежность упаковки согласно данным товарно-транспортных документов, заверенных подписью представителя перевозчика, если другое не установлено договором транспортной экспедиции.
В части 3 настоящей статьи указано, что экспедитор несет ответственность за действия и недосмотр третьих лиц, привлеченных им к выполнению договора транспортного экспедирования, в том же порядке, как и за собственные действия. Это положение имеет обязательный характер, поскольку в тексте нормы нет никаких дополнительных предостережений.
Это означает, что на экспедиторе кроме ответственности за вред, понесенный по его вине, лежит груз ответственности за действия лиц, которых он привлек к предоставлению определенных услуг, связанных с выполнением договора (как правило, такие проблемные ситуации возникают с перевозчиками грузов).
Другими словами, экспедитор несет полную имущественную ответственность за сохранность груза, за свои действия в процессе действия договора экспедирования, а также за действия привлеченных им лиц.
Статья 13 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» предусматривает страхование экспедитором груза и своей ответственности перед клиентом. Эта норма является императивной, то есть при заключении транспортно-экспедиторских договоров экспедитор обязан заключить договор страхования вверенного ему груза и своей ответственности перед клиентом.
Из письма-вопроса ТЭО-компании (Украина) усматривается, что экспедитор груз и свою ответственность перед Клиентом не страховал.
Поэтому, ТЭО-компания (Украина) получив от Клиента-нерезидента (Франция) претензию о возмещении убытков (недостачи груза) обязана, если есть основания, удовлетворить эту претензию и перечислить Клиенту-нерезиденту суму убытков. НО, при этом необходимо учитывать «валютный контроль».
Так согласно пп. «а» п. 1.8 Инструкции о порядке осуществления контроля по экспортным, импортным операциям, утвержденной постановлением правления НБУ от 24.03.99 года №136, «сума валютної виручки або вартість товарів може бути зменшена, якщо протягом виконання зобов'язань за договором відбувається перегляд ціни товарів у зв'язку з невідповідністю їх кількісних та/або якісних характеристик умовам договору — на суму недопоставлених та/або неякісних товарів. Рішення про таку невідповідність приймає Міжнародний комерційний арбітражний суд чи Морська арбітражна комісія при Торгово-промисловій палаті або інший орган (експертна організація тощо), уповноважений розглядати спори або засвідчувати таку невідповідність згідно з правилами чи звичаями країни розташування сторони договору або третьої країни відповідно до умов договору»
Следовательно, чтобы снять экспортную операцию с валютного контроля недостаточно только претензии и других документов (акт о недостаче товара, других), а необходимо получить вышеуказанное решение о несоответствии качественной/количественной характеристики товара условиям договора.
После этого (или одновременно) предъявлять претензию к Автоперевозчику-резиденту, по вине которого произошла недостача.
Из письма-вопроса усматривается, что Автоперевозчик застраховал свою ответственность (договор страхования не представлен), следовательно: страховая компания должна перечислить Автоперевозчику или ТЭО-компании, как Выгодоприобретателю сумму страхового возмещения. В случае, если сумма страхового возмещения не покроет сумму убытков Клиента-нерезидента, то Автоперевозчик должен возместить ТЭО-компании разницу (ст.1194 ГК Украины).
Однако следует учесть, что все эти платежи будут осуществляться в гривне, так как плательщики являются резидентами.
Претензию к Автоперевозчику ТЭО-компания должна оформить в соответствии со ст.222 ХК Украины и указать:
- полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется;
- дата предъявления и номер претензии;
- обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
- доказательства, которые подтверждают эти обстоятельства;
- требования заявителя с ссылкой на нормативные акты;
- сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
- платежные реквизиты заявителя претензии;
- перечень документов, которые прилагаются к претензии.
Документы, подтверждающие требования заявителя, прилагаются в оригиналах или должным образом удостоверенных копиях. Документы, которые есть у Автоперевозчика, могут не прилагаться.
В соответствие со ст. 524 Гражданского Кодекса Украины денежное обязательство должно быть выражено в денежной единице Украины – гривне. Стороны могут определить денежный эквивалент обязательства в иностранной валюте. При этом, п. 2 ст.533 предусматривает следующее: если в обязательстве определен денежный эквивалент в иностранной валюте, сумма, которая подлежит уплате в гривнях, определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если другой порядок ее определения не установлен договором или законом или другим нормативно-правовым актом.
Из этого следует, что в претензии к Автоперевозчику сумма и её расчёт могут быть выражены в гривне с определением денежного эквивалента в евро, но только в случае таких условий в договоре перевозке. (Если Автоперевозчик согласен внести такие изменения «задним числом», то возможно такое сделать) .
Возможность прекращения обязательства зачислением встречных однородных требований (взаимозачетом) предусмотрена ч. 3 в. 203 ХК Украины и ст. 601 ГК Украины. Статьёй 601 ГК Украины предусмотрено, что обязательства прекращаются зачислением встречных однородных требований, срок выполнения которых наступил, а также требований, срок выполнения которых не установлен или определен моментом предъявления требования.
Таким образом, при осуществлении операций из зачета встречных требований должны придерживаться такие условия:
- требования контрагентов должны быть встречными;
- требования должны быть однородными по содержанию;
- из обоих требований должен наступить срок их выполнения, установленный договором или законом (за исключением обязательств, по которым не установлен срок или срок определяется моментом требования).
Кроме того, п.1.10 Инструкции о порядке осуществления контроля по экспортным, импортным операциям, предусмотрено, «що експортна, імпортна операції можуть бути зняті з контролю за наявності належним чином оформлених документів про припинення зобов'язань за цими операціями зарахуванням (взаємозаліком), якщо:
– вимоги випливають із взаємних зобов'язань між резидентом і нерезидентом, які є контрагентами за цими операціями;
– вимоги однорідні;
– строк виконання за зустрічними вимогами настав або не встановлений, або визначений моментом пред'явлення вимоги;
– між сторонами не було спору щодо характеру зобов'язання, його змісту, умов виконання тощо.»
Считаю, что в данном случае взаимозачет ТЭО-компании с Клиентм-нерезидентом (Франция) можно будет сделать с учетом уже описанного выше «валютного контроля» при наличии соответствующего решения о несоответствии качественной/количественной характеристики товара условиям договора согласно, как это предусмотрено пп. «а» п. 1.8 Инструкции о порядке осуществления контроля по экспортным, импортным операциям.
Относительно страхового возмещения.
Пунктом 140.1.6. Налогового кодекса определено, что если условия страхования предусматривают выплату страхового возмещения в интересах плательщика налога - страхователя, то застрахованные убытки, понесенные таким плательщиком налога в связи с ведением хозяйственной деятельности, включаются в его расходы за налоговый период, в котором он понес убытки, а любые суммы страхового возмещения отмеченных убытков включаются в доходы такого плательщика налога в налоговый период их получения.
По нашему мнению, нормы данного пункта распространяются только на предприятие – страхователя, соответственно сумма страхового возмещения в момент получения включается в доход непосредственно у страхователя. Так как Вы в данной ситуации не являетесь страхователем, то соответственно нормы данного пункта на Вас не распространяются.
В Вашем же случае полученные денежные средства от страховой компании является не страховым возмещением, а погашением денежного долга (претензии) третьим лицом (т.е. погашение денежного долга страховой компанией за перевозчика).
Так как, предприятие в рамках транспортно-экспедиционного договора с нерезидентом является посредником, и ответственность за перевозку груза несет Перевозчик, то операция по перевыставлению претензии от Заказчика – нерезидента Перевозчику, по нашему мнению, является посреднической операцией и не подлежит отражению в налоговом учете по прибыли предприятия.
Рекомендуем в бухгалтерском учете данную операцию отразить следующим образом:
Бухгалтерская проводка | Содержание операции |
Дт 377 Кт 6852 ««Расчеты с прочими кредиторами в иностранной валюте» | Получена претензия от нерезидента в иностранной валюте |
Дт 374 «Расчеты по претензиям»Кт 377 | Перевыставлена претензия в гривне Перевозчику |
Дт 311 Кт 374 | Получены денежные средства от |
| Перевозчика или его страховой компании в счет погашения претензии |
Дт 6852 Кт 312 | Перечислены денежные средства нерезиденту |