Дивиденды, подлежащие выплате нерезиденту учредителю ООО, в протоколе учредителей нужно указывать в гривнах или можно в иностранной валюте?
Действующая новая валютная система с 7 февраля 2019 года прямо данный вопрос не регулирует, но при этом устанавливает следующие условия:
запрещается для покупки иностранной валюты с целью выплаты дивидендов использовать сумму средств в гривнах, превышающую сумму дивидендов, которые подлежат выплате иностранному инвестору и определены в соответствующем решении эмитента в гривнах. Пересчет соответствующих обязательств из гривны в иностранную валюту в случае переведения собственной (не купленной) иностранной валюты с целью выплаты дивидендов осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным банком на дату осуществления соответствующей операции.
Еще ранее в 2018 году НБУ в письме №40-0006/63031 от 26.11.2018г. указывал, что размер выводимых дивидендов определяется в национальной валюте и только после этого пересчитывается в иностранную.
По мнению НБУ, именно сумма дивидендов в гривнах является базой для их уплаты, а не эквивалент, указанный в соответствующем решении эмитента суммы в иностранной валюте, который может встречаться на практике.
Учитывая это, при выплате юридическим лицом, участником которого является иностранный инвестор, дивидендов этому инвестору за границу пересчет соответствующих обязательств в гривне в иностранную валюту при покупке иностранной валюты для выплаты дивидендов осуществляется по фактическому курсу иностранной валюты, сложившемуся на дату соответствующей операции. Если же для выплаты дивидендов используется собственная (некупленная) валюта, то пересчет гривны в иностранную валюту осуществляется по курсу НБУ на день выплаты.
Мнение НБУ весьма спорно, так как законодательством не запрещено определить сумму дивидендов в гривне и пересчитать эту сумму в валюту на день принятия решения о распределении прибыли (то есть, по нашему мнению, разъяснение НБУ касается случаев, когда сумма дивидендов определена в соответствующем решении собрания участников исключительно в гривне). Однако, НБУ по сути данным письмом обязывает банки поступать именно так, принимая от предприятий документы по дивидендам. Во избежание недоразумений, как между участниками предприятий с иностранными инвестициями, так и НБУ и ГФС, рекомендуем в решениях о выплате дивидендов определять суммы в гривнах и оговаривать, что выплата производится в валюте по фактическому курсу покупки (при покупке валюты) либо по курсу НБУ (при перечислении «собственной» валюты).
Следует обратить внимание, что в случае покупки валюты для дивидендов у предприятия может возникнуть разница между фактическим курсом покупки валюты и курсом НБУ на дату перечисления этой валюты нерезиденту (ведь валюта при перечислении отражается в учете не по курсу ее покупки, а по курсу НБУ). Причем эта разница не является курсовой разницей в понимании ПСБУ №21 «ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ», поэтому возникает вопрос, куда относить такую разницу. Исходя из данного письма НБУ, такую разницу нужно отнести не на прочие расходы или доходы, а на счет 671. В итоге счет 671 должен закрыться, и при этом по дебету счета 44 сумма прибыли, направленная на выплату дивидендов, должна соответствовать сумме гривен, указанной в протоколе о распределении прибыли.