Применение обобщающей налоговой консультации № 610 экспедиторами

Как применять на практике экспедитору обобщающую налоговую консультацию № 610?
437 05.02.2018 14:10

Консультація виконавця

Експерт B2B Consult, фото
Експерт,
У сервісі:1 рік
0 відгуків (0 +) (0 -)
Поставити пряме питання Залишив відповідь: 05.02.18 14:10

АКТУАЛЬНО НА 23.09.2013 

Наиболее актуальные ответы, которые применяются экспедиторами на практике  на основании ОНК N 610 от 06.07.2012г.:

  1. Базой налогообложения НДС у экспедитора является: стоимость не только вознаграждения экспедитора, но и стоимость услуг по перевозке (включая и другие вспомогательные услуги). Таким образом снята проблема прохождения "транзитных" сумм через экспедитора.
  2. Если перевозчик не является плательщиком НДС (к примеру, плательщик единого налога), то стоимость предоставленных таким перевозчиком услуг не увеличивает базу налогообложения НДС у экспедитора при предоставлении услуг по перевозке (и другим вспомогательным услугам) заказчику. Это актуально для экспедиторов, поскольку экспедитору часто приходится перевыставлять заказчику счета, полученные от неплательщиков НДС. Но следует учесть что это правило не будет действовать, если заказчик платит экспедитору комплексную ставку за услуги экспедитора, а не возмещает отдельно «транзитные суммы».
  3. Датой возникновения налоговые обязательства по НДС у экспедитора является:

или дата получения средств от заказчика

или на дату оформления документов, подтверждающих факт осуществления перевозки для заказчика. Из этого следует, что если экспедитор оказывает комплекс услуг связанных с перевозкой (в частности, ПРР, хранение), то налоговые обязательства возникнут, только когда услуга будет оказана в полном объеме, то есть перевозка будет завершена.

  1. По полученной налоговой накладной от перевозчика экспедитор имеет право на формирование налогового кредита по НДС. Считаем, экспедитор имеет право на налоговый кредит, не только по полученной накладной от перевозчика, но и от других исполнителей. К примеру, экспедитор имеет право на налоговый кредит по НДС по погрузочно - разгрузочным и другим вспомогательным работам, которые в последующем перевыставляются заказчику.
  2. При предоставлении услуг по транзитным грузам вознаграждение экспедитора не облагается, льгота по статье 197.8 НКУ применяется в независимости резиденту или нерезиденту предоставлялись услуги.

На всех участников, привлеченных экспедитором к перевозке транзитных грузов распространяется льгота по НДС. Стоимость услуг третьих лиц по транзитным грузам (в частности, ПРР, хранение и др.) не увеличивает базу налогообложения НДС у экспедитора при перевыставлении этих услуг заказчику (т.е. по всей цепочке сохраняется льгота).

  1. В случае если при международной перевозке экспедитором является нерезидент, то получатель услуг (резидент) выписывает налоговую накладную в одном экземпляре на стоимость вознаграждения с начислением НДС по ставке 20%, которую включает в состав налоговых обязательств в отчетном периоде, и в состав налогового кредита в следующем отчетном периоде. При этом на стоимость услуг по международной перевозке экспедитор налоговую накладную не выписывает, поскольку операция является необлагаемой.
  2. При оказании услуг по международной перевозке заказчику у экспедитора возникает налоговое обязательство по НДС:

- на сумму перевозки по ставке 0 % (если перевозчик  резидент - плательщик НДС)

- на сумму экспедиторских услуг по ставке 20 % (заказчик резидент).

  1. Место поставки услуг по перевозке – место регистрации поставщика услуг (п.186.4 НКУ). Если перевозку осуществляет резидент – то НДС 0% или 20%, если нерезидент – то нет НДС.

При этом необходимо определиться, что является признаком «международной перевозки» кроме наличия единого международного транспортного документа?

Европейским соглашением, касающимся экипажей средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), к которому Украина присоединилась 07.09.2005г. определено, что под международными автомобильными перевозками понимаются любые автомобильные перевозки с пересечением, по крайней мере, одной границы.

Статьей 1 Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки (КДПГ) определено, что данная Конвенция применяется ко всякому договору автомобильной перевозки грузов транспортными средствами за вознаграждение, когда указанные в договоре место приема груза к перевозке и место, предусмотренное для доставки, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является договаривающейся страной. То есть из Конвенции следует, что для международной перевозки обязательным является простое пересечение государственной границы страны.

Статьей 1 Закона «Об автомобильном транспорте» указано, что «международные перевозки пассажиров и грузов – перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом с пересечением государственной границы».

В связи с этим, если перевозка осуществляется только по территории Украины (экспортного, импортного груза под таможенным контролем) без пересечения государственной границы, то НДС на стоимость перевозки следует начислить 20%.

 

Корректировки при расчетах с нерезидентами.

В ОНК №610 упущен один вопрос – о возможности осуществления корректировок НДС при расчетах с нерезидентами в случае, если операция по первому событию считалась облагаемой, а по второму оказалась не облагаемой (обычно при операциях с транзитными грузами и портовыми сборами). Вся проблема кроется в ст.192 НКУ, в которой формально не предусмотрена такая возможность: «Зменшення суми податкових зобов'язань платника податку - постачальника в разі зміни суми компенсації вартості товарів/послуг, наданих особам, що не були платниками цього податку на дату такого постачання, дозволяється лише при поверненні раніше поставлених товарів у власність постачальника з наданням отримувачу повної грошової компенсації їх вартості, у тому числі при перегляді цін, пов'язаних з гарантійною заміною товарів або низькоякісних товарів відповідно до закону або договору».

Налоговая служба в основном в своих письмах указывает формально на то, что корректировать налоговое обязательство с нерезидентами можно только в случаях, перечисленных в ст.192 НКУ. Но одно из предприятий все же получило от налоговой индивидуальную консультацию о возможности корректировки с нерезидентами (реквизиты консультации не известны, т.к. предприятие их не оглашает).

На практике при проверках, в основном, налоговики не трогают этот вопрос, возможно понимая, что у предприятия есть все шансы отстоять свое право в суде. Если дойдет до суда, то необходимо основываться на общих нормах Кодекса, касающихся НДС об объекте обложения, о понятии поставка, о льготах по НДС, а также на том, что ст. 192 устанавливает только условия корректировки с неплательщиками исключительно для одного случая - при изменении суммы компенсации товаров (услуг). Но когда был начислен НДС, а потом его нужно снять, т.к. услуга не облагаемая, - это уже не изменении суммы компенсации, а уточнение вида операции и ставки – облагаемая или не облагаемая операция. На основе таких аргументов нужно строить свои возражения.

Как на практике уменьшают обязательство НДС при переводе операции с облагаемой в необлагаемую при расчетах с нерезидентами:

Вариант корректировки

Недостатки

Мнение аудитора

1. выписывают обычную корректировку к налоговой накладной (НН)

могут не признать уменьшение обязательства, т.к. это не предусмотрено ст.192

 

2. выписывают корректировку с обнулением операций по ранее выписанной НН и выписывают новую НН датой выписки корректировки

могут не признать уменьшение обязательства, т.к. это не предусмотрено ст.192 и новая НН выписана не по первому событию

 

3. выписывают корректировку с обнулением операций по ранее выписанной НН и выписывают новую НН датой выписки первой НН

могут не признать уменьшение обязательства, т.к. это не предусмотрено ст.192

лучший вариант для корректировки в разных месяцах

4. аннулируют первую НН и выписывают новую правильную НН на ту же дату

Возможно применение внутри одного месяца

лучший вариант для корректировки внутри месяца