Какая процедура ликвидации юрлиц (ООО) по состоянию на октябрь 2011?
АКТУАЛЬНО НА 20.10.2011
Принятие решения о ликвидации, назначение комиссии, функции комиссии.
Собственники самостоятельно могут принять решение о ликвидации предприятия (ООО).
По общему правилу решение о ликвидации общества принимается его общим собранием большинством не менее чем в 3/4 голосов, если иное не установлено законом (абз. 2 ч. 2 ст. 98 ГК).
Исключение предусмотрено Законом о хозобществах, согласно ст. 59 которого решение о ликвидации ООО принимается простым большинством голосов (исходя из нормы ч. 3 ст. 65 Закона о хозобществах).
При этом принятие решения о ликвидации ООО, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса относится к исключительной компетенции общего собрания ООО (ч. 4 ст. 145 ГК).
Решение о ликвидации оформляется протоколом общего собрания с соблюдением традиционных требований к его содержанию, предусмотренных Законом о хозобществах.
Протокол должен быть составлен на украинском языке и содержать следующие сведения:
— основание ликвидации;
— количество участников, присутствующих на общем собрании, количество участников, проголосовавших за принятие решения о ликвидации;
— состав ликвидационной комиссии с указанием идентификационных номеров членов комиссии;
— полномочия ликвидационной комиссии;
— порядок и сроки ликвидации юридического лица.
Исполнение функций Комиссии может быть возложено на орган управления предприятия. С момента назначения Комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами предприятия.
Cобственник утверждает полномочия Комиссии и порядок её работы. Указаний на количество членов Комиссии и на то, кто должен входить в ее состав при прекращении предприятия по решению собственника, не содержится ни в статье 105 ГК Украины, ни в других нормативно – правовых актах. Поэтому предлагаем воспользоваться следующими рекомендациями:
а) председателем комиссии может быть назначен руководитель предприятия или один из его заместителей;
в) членами комиссии могут быть главный бухгалтер и другие работники предприятия.
б) количество членов Комиссии должно быть нечетным (учитывая председателя комиссии) и составлять не менее 3 человек, что бы было удобно при подсчете голосов с целью принятия каких-либо решений. Обычно, это не касается случаев, когда ликвидация осуществляется одним лицом – ликвидатором.
в) в состав Комиссии могут быть включены как специалисты и работники предприятия – представители трудового коллектива, так и сторонние лица (например, специалисты по аудиторской или юридической фирме).
Порядок работы ликвидационной комиссии можно зафиксировать в протоколе общих собраний участников, а затем повторить в приказе (для работников, которые работают по трудовому договору) или в разделе «Обязанности исполнителя» («Обязанности подрядчика») договора о предоставлении услуг (подряда).
Целесообразно отметить в документе, который регламентирует деятельность ликвидационной комиссии :
– поименный состав ликвидационной комиссии;
– функции ликвидатора или главы и каждого из членов комиссии;
– периодичность заседаний комиссии;
– порядок принятия решений (единолично – главой или коллегиально – комиссией);
– порядок и форма документов, которыми будут оформляться результаты работы комиссии;
– периодичность, сроки и порядок предоставления отчетов о ходе ликвидации собственнику(кам);
– ответственность ликвидатора или главы и членов комиссии за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.
В пределах своих полномочий Комиссия обязана:
- поместить в официальной прессе (через госегистратора) сообщение о прекращении предприятия с указанием сроков и порядка принятия претензий кредиторов,
- выявить дебиторов предприятия и взыскать дебиторскую задолженность, при необходимости обратившись в суд,
- уведомить кредиторов о прекращении предприятия,
- произвести инвентаризацию и оценку имущества предприятия,
- осуществить расчеты с кредиторами,
- составить ликвидационный баланс предприятия
- и другие функции.
При разработке внутренних документов, определяющих полномочия и порядок действий Комиссии, следует составить перечень вопросов, решения по которым могут быть приняты председателем Комиссии единолично, и тех, которые решаются Комиссией коллегиально.
Например, вопросы увольнения (перевода) работников, заключения гражданско–правовых договоров со специалистами, оплаты труда, выплаты выходного пособия и другие хозяйственные вопросы, связанные с процедурой прекращения, которые относятся к компетенции председателя Комиссии, принимаются им единолично. Вопросы организационного характера, например решение об инвентаризации имущества, утверждении ликвидационного баланса предприятия, установлении сроков осуществления процедуры прекращения, очередности расчетов с кредиторами и другие, относящиеся к компетенции Комиссии, принимаются на заседаниях комиссии коллегиально.
Кроме того, нужно указать форму документа, которым будет оформляться то или иное принятое решение:
Для того чтобы принятое Комиссией решение было правомочным, в тех же документах необходимо определить кворум, например: «Решение Комиссии является правомочным, если оно принято на заседании комиссии в присутствии 2/3 членов комиссии». Можно также предусмотреть, что прав голоса имеет только член Комиссии, который присутствует на заседании лично, то есть запретить делегирование полномочий другому члену комиссии или ее председателю
Оповещение госрегистратора о прекращении деятельности предприятии.
Общество, приняв решение о ликвидации предприятия, обязано немедленно сообщить органу, который проводит государственную регистрацию (госрегистратору), сведения о том, что предприятие пребывает в процессе прекращения (ч. 1 ст. 105 ГК).
Уведомление осуществляется путем предоставления (направления заказным письмом с описью вложения) следующих документов (п. 1 ст. 34 Закона о госрегистрации № 755 ):
Документы можно направить заказным письмом с описью вложения либо их может подать лицо, уполномоченное выступать от имени юридического лица. Информация о таком лице должна содержаться в Едином госреестре. Такому лицу достаточно иметь с собой паспорт. Если документы подаются другим лицом, оно предъявляет доверенность.
Закон о регистрации предусматривает публикацию соответствующего уведомления в специализированном печатном средстве массовой информации специально уполномоченного органа по вопросам государственной регистрации (Госпредпринимательства). Требования к содержанию уведомления устанавливается специально уполномоченным органом по вопросам государственной регистрации. Уведомление подлежит опубликованию в течение 10 рабочих дней с момента внесения соответствующей записи в реестр (статья 22 Закона № 755).
Согласно части 1 статьи 35 Закона № 755, если заявителем правильно оформлены документы, госрегистратор вносит запись в день получения документов. В этот же день он должен уведомить органы статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины.
Оповещение профсоюзов и работников о прекращении деятельности предприятии.
В соответствии с положениями ст. 22 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", работодатель, не позднее, чем за 3 месяца обязан предоставить соответствующим профсоюзным организациям информацию о предстоящей ликвидации предприятия.
Письменно (под расписку), не менее чем за 2 месяца, персонально предупреждаем работников о предстоящем высвобождении и одновременно, также не менее чем за 2 месяца, направляем информацию о предстоящем высвобождении работников в государственную службу занятости (ст. 49-2 Кодекса законов о труде Украины, ч. 5 ст. 20 Закона "О занятости населения").
Подача данных в налоговую инспекцию.
В 3-дневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения, подать в орган государственной налоговой службы, в котором налогоплательщик состоит на учете, следующие документы:
(п. 11.1.1 Инструкция о порядке учета налогоплательщиков и сборов, утвержденная приказом ГНАУ 22.12.2010 №979).
Обращаем внимание, что до исключения предприятия из Государственного реестра Украины и снятия с налогового учета оно обязано вести налоговый и бухгалтерский учет. Так, согласно ст. 8 Закона о бухучете, бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации. Налоговый учет предприятие (в лице ликвидационной комиссии или другого органа, уполномоченного на проведение ликвидации предприятия) обязано вести до момента снятия его с учета в налоговом органе как налогоплательщика. Это касается и расчетов с Пенсионным фондом. Следовательно, к моменту снятия с учета юридического лица как плательщика налогов, сборов, обязательных платежей, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана осуществлять расчет обязательств относительно таких налогов, сборов, обязательных платежей, платить их и подавать соответствующую отчетность.
Таким образом, во время проведения ликвидации предприятия (ликвидационных мероприятий) ведение бухгалтерского и налогового учета на этом предприятии осуществляется в общем порядке. В связи с этим не стоит забывать об обязанности предприятия во время проведения ликвидации подавать финансовую и налоговую отчетность.
Согласно п. 11.3 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков и сборов органом ГНС принимается решение о проведении внеплановой выездной проверки предприятия
Подача данных в Пенсионный фонд.
Пенсионному фонду отдельно подавать какие-либо заявления (письма) о ликвидации не нужно, т.к. информация о прекращении юридического лица путем ликвидации приходит им от государственного регистратора электронным уведомлением. Самостоятельно стоит только связаться со своими инспекторами в фондах для согласования сроков проведения внеплановых проверок.
При получении от государственного регистратора уведомления о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа относительно прекращения юридического лица, орган Пенсионного фонда в 10-дневный срок проводит документальную проверку плательщика относительно правильности начисления и уплаты единого взноса. На основании акта проверки плательщик осуществляет окончательные расчеты (пункт 5.1 Порядок постановки на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27. 09. 2010 г. № 21-6.)
На основе акта проверки плательщик единого социального взноса (юрлицо) осуществляет окончательные расчеты с Фондом (при наличии задолженности). Затем органом Пенсионного фонда выдается справка об отсутствии задолженности (приложение 4 к Порядку № 21-6), которая предоставляется госрегистратору.
Выявление кредиторов.
Выявление кредиторов и письменное их уведомление о ликвидации (абз. 2 ч. 4 ст. 105 ГК, ч. 3 ст. 60 ХК ).
При этом важно помнить, что законодательство устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов. По общему правилу выделяются такие очереди кредиторов (часть 1 статьи 112 ГКУ):
— в первую очередь удовлетворяются требования о возмещении вреда, причиненного увечьем, другим ущербом здоровью либо смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом либо другим способом;
— во вторую очередь удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности;
— в третью очередь удовлетворяются требования в отношении налогов, сборов (обязательных платежей);
— в четвертую очередь — все другие требования.
Требования одной очереди удовлетворяются пропорционально сумме требований, которые принадлежат каждому кредитору этой очереди.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора или уклонения от их рассмотрения кредитор имеет право до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет имущества, оставшегося после ликвидации юридического лица (ч. 3 ст. 112 ГК).
Обращение в банковское учреждение для закрытия счетов.
В случае ликвидации юридического лица для проведения ликвидационной процедуры используется один текущий счет ликвидируемого юридического лица, определенный ликвидатором (ликвидационной комиссией) (п. 20.4 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением НБУ от 12.11.2003 N 492).
Выписка пункт 20.4 Инструкции
«20.4 У разі припинення юридичної особи внаслідок її ліквідації для проведення ліквідаційної процедури використовується один поточний рахунок юридичної особи, що ліквідовується, визначений комісією з припинення (ліквідатором, ліквідаційноюкомісією тощо). Для цього до банку подаються такі документи:
копія рішення учасників або органу юридичної особи, уповноваженого на це установчими документами, а у випадках, передбачених законом, - копія рішення суду про ліквідацію юридичної особи, засвідчена нотаріально або органом, який прийняв таке рішення
картка із зразками підписів і відбитка печатки (додаток 2), засвідчена нотаріально. До цієї картки включаються зразки підписів іквідатора (уповноважених членів ліквідаційної комісії) і відбитка печатки юридичної особи, що ліквідується. Інші рахунки, виявлені під час проведення ліквідаційної процедури, підлягають закриттю ліквідатором (ліквідаційною комісією).
Закриття інших рахунків, які не використовуються для проведення ліквідаційної процедури, здійснюється ліквідатором (ліквідаційною комісією) на підставі заяви про закриття рахунку, підписаної особою, яка згідно з рішенням учасників юридичної особи, суду або органу, що прийняв рішення про ліквідацію юридичної особи, призначена ліквідатором (за умови проведення ідентифікації), та копії рішення учасників, суду або органу юридичної особи, уповноваженого на це установчими документами про ліквідацію юридичної особи, засвідченої нотаріально або органом, який прийняв таке рішення. Додатково подається картка із зразками підписів і відбитка печатки (додаток 2), засвідчена нотаріально, якщо на рахунку є залишок коштів.
Поточний рахунок, який використовувався для проведення ліквідаційної процедури, закривається ліквідатором на підставі його заяви про закриття поточного рахунку.»
Проведение инвентаризации и оценка имущества
Параллельно с осуществлением мер по выявлению кредиторов ликвидационная комиссия должна провести инвентаризацию и оценку имущества юридического лица. (п. 12 Порядка представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. N 419; пп. "ж" п. 3 Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина Украины от 11.08.94 г. N 69 )
Взыскание дебиторской задолженности (ч. 4 ст. 60 ХК)
С указанной целью ликвидируемое предприятие должно также прекратить свое участие в хозяйственных обществах и получить в связи с таким выходом причитающуюся ему стоимость части имущества хозобщества / имущество, переданное в пользование таким хозобществам.
Так же, ликвидационная комиссия должна применить все меры для взыскания дебиторской задолженности с контрагентов.
Составление промежуточного ликвидационного баланса.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 111 ГК )
Расчеты с кредиторами.
Расчет с кредиторами со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов четвертой очереди, выплаты которым осуществляются по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (ч. 2 ст. 111 ГК).
Продажа имущества.
Продажа имущества юридического лица в случае недостаточности денежных средств
Ликвидационный баланс
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет акт ликвидационной комиссии и ликвидационный баланс. Он подписывается всеми членами ликвидационной комиссии. Их подписи должны быть нотариально удостоверены (письмо Госкомпредпринимательства от 25. 04. 2006 г. № 3127). После этого ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников.
Увольнение работников.
Увольнение работников (с выплатой выходного пособия) и в течение 10 дней представление в государственную службу занятости списка фактически уволенных работников, указывая инвалидов (ч. 5 ст. 20 Закона "О занятости населения").
Закрытие текущего банковского счета
Снятие с учета в органах налоговой службы
Перед снятием с учета у юрлица проводится внеплановая налоговая проверка, по результатам которой удостоверяется отсутствие задолженности перед бюджетом.
После проведения документальной внеплановой проверки и истечения законодательно установленных сроков уплаты согласованных денежных обязательств общества налоговая подписывает обходной.
Орган ГНС составляет и направляет (вручает) налогоплательщику справку по форме № 22-ОПП, которая подается госрегистратору для завершения процедуры прекращения юрлица.
Вместе с тем для получения справки налогоплательщиком должны быть выполнены следующие условия:
(пункт 11.5.1 Порядка учета плательщиков налогов и сборов)
Расчеты с участниками
Проведение расчетов с участниками (ч. 4 ст. 111 ГК, ст. 21 Закона о хозобществах)
Денежные средства, принадлежащие обществу, включая выручку от распродажи его имущества при ликвидации, после выполнения обязательств перед кредиторами распределяются между участниками общества в шестимесячный срок после опубликования информации о его ликвидации. Имущество, переданное обществу участниками в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения.
Сдача печатей и штампов
Сдача печатей и штампов в органы внутренних дел.
Передача документации в архивное учреждение
Передача документации в архивное учреждение (раздел 12.3 Правил работы архивных подразделений органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций)
Внесение записи в Единый госреестр о прекращении юридического лица
Так, для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) по окончании процедуры ликвидации должен подать (направить заказным письмом с описью вложения) госрегистратору такие документы:
Отметим, что это нужно сделать только по прошествии двух месяцев с даты опубликования уведомления о прекращении юрлица в специализированном издании.
(часть первая статьи 36 Закона № 755 )
Документы, поданные для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации, принимаются по описи, копия которой в день поступления документов выдается (направляется почтовым отправлением) председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) с отметкой о дате поступления документов (часть шестая статьи 36 Закона № 755 ).
Уведомление госрегистратором ликвидационной комиссии (ликвидатора), органов ГНС и Пенсионного фонда.
Последний этап: госрегистрация прекращения юридического лица не должна превышать 3 рабочих дней с даты поступления документов (часть десятая статьи 36 Закона № 755). Дата внесения в Единый госреестр записи о проведении госрегистрации прекращения является датой прекращения юридического лица.
Согласно части 11 статьи 36 Закона № 755 государственный регистратор не позднее следующего рабочего дня с даты государственной регистрации прекращения юридического лица должен выдать (прислать заказным письмом с описью вложения) председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) соответствующее уведомление.
Также в соответствии со статьей 40 Закона № 755 госрегистратор в день госрегистрации прекращения юрлица обязан отослать соответствующее уведомление органам статистики, ГНС, Пенсионного фонда. На основании этого уведомления юрлицо снимается с учета в указанных органах.