Могут ли налоговики проводить в будущем налоговые проверки предприятий, которые достигли налогового компромисса?
АКТУАЛЬНО НА 21.05.2015
Анализ норм Налогового кодекса, касающихся налогового компромисса показывает, что во всех нормах речь идет в целом об обязательствах по налогу на прибыль и НДС за определенный период (см. выделенный текст) и только в одном п.9 упоминаются «операции».
По нашему мнению, данные нормы нужно рассматривать в комплексе: за периоды, которые охвачены компромиссом не могут проводиться проверки, поскольку в уточненке по компромиссу приводятся все строки декларации.
Но, нельзя исключать, что на основании п.9 содержащего упоминание «операций», налоговики будут пытаться проводить проверки в будущем (об этом налоговики уже упоминали в своем письме от 23.02.2015 г. N 5996/7/99-99-20-07-03-17). Такие проверки скорее будут носить внеплановый характер и проводиться по отдельным встречным операциям, поскольку комплексная проверка подразумевает проверку в целом за определенный период всех операций, в которые входят также операции, уточненные при компромиссе (невозможно проверить операции за период, не касаясь уточненных операций при компромиссе).
Поскольку, если при комплексной проверке будут уточнены периоды, за которые уже представлены уточненки в рамках компромисса, то получится, что обязательства в целом за период будут меняться налоговиками, следовательно будут изменены результаты представленные в уточненке в рамках компромисса. Но это недопустимо, так как будет нарушаться п.8 данного раздела, в котором сказано «їх розмір не може бути змінений в інших податкових періодах».
По нашему мнению, в п.9 данного раздела идет речь о том, что в будущем проверки уточненных операций при компромиссе не могут проводиться, а поскольку проверки по отдельным операциям проводятся при внеплановых встречных проверках, то считаем, что в данном пункте речь и идет именно о внеплановых встречных проверках. А что касается комплексных проверок, которые проводятся за период в целом, а не по отдельным операциям, то данный пункт не указывает на возможность проведения комплексной проверки за периоды, которые уточнены при налоговом компромиссе. Если же будет проводиться комплексная проверка за уточненные периоды при компромиссе, то это, по нашему мнению, будет нарушать п.1, п.8, п.11 подраздела 91 раздела 20 НКУ.
Важное значение также имеет наличие судебной практики, которой пока, к сожалению, нет. Поэтому сложно предусмотреть в чью пользу будут приниматься судебные решения по данному вопросу.
ВЫПИСКА ИЗ подраздела 91 раздела 20 НКУ
1. Податковий компроміс - це режим звільнення від юридичної відповідальності платників податків та/або їх посадових (службових) осіб за заниження податкових зобов’язань з податку на прибуток підприємств та/або податку на додану вартість за будь-які податкові періоди до 1 квітня 2014 року з урахуванням строків давності, встановлених статтею 102 цього Кодексу.
8. Податковий компроміс вважається досягнутим після сплати платником податків узгоджених податкових зобов’язань згідно із цим підрозділом.
Після досягнення податкового компромісу згідно із цим підрозділом такі зобов’язання не підлягають оскарженню та їх розмір не може бути змінений в інших податкових періодах.
9. У разі досягнення податкового компромісу перевірки щодо податку на прибуток підприємств та/або податку на додану вартість за уточненими операціями у наступних періодах за зазначеними податками контролюючими органами не проводяться.
11. Податковий компроміс з урахуванням строків давності відповідно до статті 102 цього Кодексу застосовується до правовідносин, що виникли до 1 квітня 2014 року, та поширюється виключно на податкові зобов’язання з податку на прибуток підприємств та/або податку на додану вартість незалежно від того, проводилися перевірки контролюючих органів чи ні за такі періоди.