Оподаткування азартних ігор: особливості для організаторів і гравців

Оподаткування азартних ігор, як і інших видів діяльності перш за все регулюється Податковим кодексом України. Але розглядаючи питання оподаткування і враховуючи специфіку таких операцій, недостатньо спиратися тільки на Податковий Кодекс. Потрібно проаналізувати також і законодавчі норми, які прописані у спеціальних нормативних документах, які є базовими і встановлюють специфіку такої діяльності. На підставі комплексного підходу при розгляді як спеціальних законодавчих норм, так і Податкового Кодексу ми зможемо зробити відповідні висновки відносно оподаткування такої діяльності для їх використання на практиці як компаніями, які займаються такою діяльністю, так фізичними особами, які отримують доходи як гравці.

30.01.2024 15:15 1315

Консультація виконавця

12 відгуків (12 +) (0 -)
Консультацій: 59
Топ 3 спеціалізації:
  • Аудиторські послуги
  • Бухгалтерський облік
  • Податкове право

У серпні 2020 в Україні набув чинності Закон «Про державне регулювання діяльності щодо організації та проведення азартних ігор» (далі – Закон №768).

Азартні ігри – будь-які ігри, умовою участі в яких є внесення гравцем ставки, що дає право на отримання виграшу (призу), імовірність отримання і розмір якого повністю або частково залежать від випадковості, а також знань і майстерності гравця. Це визначено ч. першою ст. 1 Закону № 768.

Щодо терміну «гемблінг», то можна знайти багато різних визначень. Але, спочатку, він стосувався саме діяльності ігри в казино, у тому числі, ігри онлайн казино і звичайні та онлайн гральні автомати. Це гра на гроші, результат якої непередбачуваний і в ідеалі абсолютно випадковий.

Однак останнім часом термін гемблінг поширюється також на:

спортивні ставки - одна з найпопулярніших форм азартних ігор, де учасники роблять ставки на результати спортивних подій;

лотереї - це гемблінг, де учасники купують білети з надією виграти великі грошові суми.

Однак, слід мати на увазі, що згідно норм Закону № 768 лотереї не відносяться до азартних ігор.

 

На сьогодні у світі стали мега-популярними онлайн казино на тлі коронавірусної пандемії, військових дій та взагалі завдяки глобальній тенденції поступового перетікання практично будь-якої людської активності в онлайн. Онлайн версії традиційного казино пропонують своїм клієнтам, перш за все, рулетку та казино слоти онлайн (гральні автомати), а також карти – блекджек, баккару, покер та інші ігри. Ще в онлайн казино є можливість грати в бінго та робити ставки на спорт.

 

На території України дозволяється організовувати та проводити виключно такі види діяльності у сфері організації та проведення азартних ігор (ч. перша ст. 2 Закону № 768):

1) організація та проведення азартних ігор у гральних закладах казино;

2) організація та проведення азартних ігор казино в мережі Інтернет: ігри онлайн казино, гральні автомати онлайн Україна;

3) організація та проведення букмекерської діяльності в букмекерських пунктах та в мережі Інтернет;

4) організація та проведення азартних ігор у залах гральних автоматів;

5) організація та проведення азартних ігор в покер в мережі Інтернет.

 

ЛІЦЕНЗУВАННЯ ДІЯЛЬНОСТІ

Організація та проведення азартних ігор в мережі Інтернет здійснюється організатором азартних ігор під брендом організатора азартних ігор на підставі відповідної ліцензії відповідно до вимог Закону №768 та законодавства про азартні ігри виключно через онлайн-системи організаторів азартних ігор, що відповідають вимогам цього Закону (ч. перша ст. 24 Закону № 768).

Пунктом 37 ч. першої ст. 1 Закону № 768 передбачено, що організатор азартних ігор – юридична особа – резидент України, яка на підставі отриманої ліцензії має право здійснювати зазначений у такій ліцензії вид діяльності з організації та проведення азартних ігор відповідно до вимог цього Закону.

Тож діяльність у сфері організації та проведення азартних ігор може здійснюватися виключно згідно з отриманою ліцензією.

 

ВИПЛАТА ВИГРАШІВ

Азартні ігри у гральних закладах казино та казино в мережі Інтернет

Прийняття та повернення коштів, внесених гравцями для участі в азартних іграх (рулетка онлайн) у гральних закладах казино, обмін коштів на ігрові замінники гривні та виплата виграшів здійснюються виключно через каси із дотриманням вимог законодавства щодо застосування реєстраторів розрахункових операцій.

Виплата виграшу у розмірі, що перевищує граничні суми розрахунків готівкою, встановлених Національним банком України, здійснюється у безготівковій формі (50 тис грн і вище).

Оплата ставок, повернення коштів, внесених гравцями для участі в азартних іграх, онлайн казино в мережі Інтернет, та виплата виграшів гравцям здійснюються виключно у безготівковій формі.

Виплата виграшу здійснюється у порядку та строки, визначені правилами проведення азартних ігор, та не може перевищувати 30 (тридцяти) днів з дати звернення гравця (статті 29, 30 Закону).

 

Азартні ігри на гральних автоматах

Прийняття і повернення коштів, внесених гравцями для участі в азартних іграх (гральні автомати грати) у залах гральних автоматів, виплата виграшів здійснюються виключно у касах грального закладу з обов’язковим дотриманням вимог законодавства щодо застосування реєстраторів розрахункових операцій та ведення касових операцій у національній валюті.

Виплата виграшу та повернення гравцю коштів, внесених для участі в азартній грі, здійснюються на першу вимогу гравця, але не може перевищувати тридцяти днів з дня звернення гравця (стаття 41 Закону).

Слід мати на увазі, що в усіх випадках виплата виграшів, повернення коштів та ставок здійснюються з урахуванням обмежень, встановлених Законом України «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення».

 

ОПОДАТКУВАННЯ

 

З урахуванням вказаного вище, розглянемо питання оподаткування у сфері грального бізнесу.

Зали гральних автоматів повинні сплачувати по суті два податки:

податок з доходів – 10% з виручки (іншими словами податок з обороту);

18% податок на прибуток.

Відповідно до ч. 9 ст. 22 Закону №768 в гральних автоматах заборонено встановлювати загальний відсоток виграшу менше 90%. Отже легальний організатор азартних ігор  в залах гральних автоматів повинен 90% виручки спрямувати на виграші, а 10% на податки. Виникає питання, де брати гроші для сплати за ліцензію, оплати заробітної плати працівникам, купівлю грального обладнання, оренду приміщення та інш. організатор – не ясно. На нашу думку, 10% податку на доходи повинно йти або з суми виручки за вирахуванням 90% сум, які направляються на виграші, або з усієї суми виручки, но тоді загальний відсоток виграшу повинен бути зменшений як мінімум до 80%.

 

Може статися, що організатор казино, який має гральні автомати в казино, повинен платити податки не за цією ставкою, а за ставкою, як для казино, адже якщо читати буквально, то ставка 10% з виручки встановлена не для ігор на гральних автоматах (як було раніше), а для ігор у залах гральних автоматів – відокремлених приміщеннях.

 

Інші види грального бізнесу (казино, казино онлайн, букмекерська діяльність) повинні сплачувати:

18% податку на дохід, зменшеного на суму виплачених виграшів, та

18% податку на прибуток.

 

Податки на виграш з гравців

Податки на виграш в Україні встановлені у розмірі 18% ПДФО та 1,5% військовий збір незалежно від суми виграшу і незалежно від вирахування витрат на гру.  Тобто гравець, навіть якщо він виграв менше, ніж до цього програв, все одно платить з усієї суми 19,5% податків.

 

Аналізуючи оподаткування грального бізнесу потрібно звернути увагу, що згідно законопроекту, який поки не прийнято, очікуються суттєві зміни в оподаткуванні.

 

Мова йде про податковий законопроект 2713-д, без якого легалізацію азартних ігор не можна вважати завершеною.

Законопроект 2713-д депутати ухвалили у першому читанні ще два роки тому, в липні 2021-го. Після цього регулярно відправляли законопроект на доопрацювання.

Що змінить цей законопроект: чотири головні моменти.

  1. Податок з прибутку. Законопроект передбачає збереження двох видів податків на прибуток для грального бізнесу. Стандартний податок 18% – такий самий, як і для будь-яких інших компаній, а також спеціальний податок GGR із 10% ставкою, який застосовується до валового ігрового доходу.
  2. Оподаткування гравців. Легальні організатори продовжуватимуть виступати податковими агентами гравців – тобто перераховувати до бюджету 18% ПДФО та 1,5% військового збору з їх виграшів. Збільшується лише розмір виграшу, з якого сплачуватимуться ці податки. ПДФО та військовим збором обкладатимуть виграші, що перевищують 10 мінімальних зарплат (зараз це 67 000 грн). Зараз ПДФО та військовий збір сплачується з виграшів будь-якого розміру.
  3. ПДВ. Жодних змін щодо цього 2713-д не передбачає. Усі суміжні контракти легальних організаторів азартних ігор, які зараз оподатковуються ПДВ, надалі ним будуть також оподатковуватись.
  4. Ліцензійні платежі. Їх менше не стане з однієї простої причини – високі ліцензійні платежі було обрано в азартній сфері саме для української моделі легального гемблінгу. Відтак, поки держава не ввела систему онлайн-моніторингу і не почала вираховувати GGR, вирішили з цих сегментів узяти потрійний ліцензійний платіж, умовно – плату наперед.

Тобто ліцензійний платіж у розмірі 30 мільйонів гривень на рік від букмекерів та 8,5 мільйонів від онлайн-казино збережеться. Але якщо ухвалять 2713-д, зникне виплата ліцензійних платежів у потрійному розмірі. Наразі щороку до введення в експлуатацію ДСОМ чи змін у законодавстві для букмекерів онлайн-казино плата за гральний автомат множиться на 3.

 

___________________________________________________________________________________________

Налогообложение азартных игр, как и других видов деятельности прежде всего регулируется Налоговым кодексом Украины. Но рассматривая вопрос налогообложения и учитывая специфику таких операций, недостаточно опираться только на Налоговый Кодекс. Нужно проанализировать также и законодательные нормы, которые прописаны в специальных нормативных документах, которые являются базовыми и устанавливают специфику такой деятельности. На основании комплексного подхода при рассмотрении как специальных законодательных норм, так и Налогового Кодекса мы сможем сделать соответствующие выводы относительно налогообложения такой деятельности для их использования на практике как компаниями, которые занимаются такой деятельностью, так физическими лицами, которые получают доходы как игроки.

 

В августе 2020 в Украине вступил в силу Закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведения азартных игр" (дальше - Закон №768).

Азартные игры - любые игры, условием участия в которых является внесение игроком ставки, которая дает право на получение выигрыша (призу), вероятность получения и размер которого полностью или частично зависят от случайности, а также знаний и мастерства игрока. Это определено ч. первой ст. 1 Закона № 768.

Относительно термина "гемблинг", то можно найти много разных определений. Но, сначала, он касался именно деятельности игры в казино, в том числе, игры онлайн казино, обычные и онлайн игровые автоматы. Это игра на деньги, результат которой непредсказуем и в идеале абсолютно случайный.

Однако в последнее время срок гемблинг распространяется также на:

спортивные ставки - одна из самых популярных форм азартных игр, где участники делают ставки на результаты спортивных событий;

лотереи - это гемблинг, где участники покупают билеты с надеждой выиграть большие денежные суммы.

Однако, следует иметь в виду, что согласно нормам Закона № 768 лотереи не относятся к азартным.

 

На сегодня на фоне коронавирусной пандемии, военных действий и вообще благодаря глобальной тенденции постепенного перетока практически любой человеческой активности в онлайн, в мире стали мега-популярными онлайн казино. Онлайн версии традиционного казино предлагают своим клиентам, прежде всего, рулетку и казино слоты онлайн (игровые автоматы), а также карты - блекджек, баккару, покер и другие игры. Еще в онлайн казино есть возможность играть в бинго и делать ставки на спорт.

 

На территории Украины позволяется организовывать и проводить исключительно такие виды деятельности в сфере организации и проведения азартных игр (ч. 1 ст. 2 Закона № 768) :

1) организация и проведение азартных игр в игорных заведениях казино;

2) организация и проведение азартных игр казино в сети Интернет: игры онлайн казино, игровые автоматы онлайн Украина;

3) организация и проведение букмекерской деятельности в букмекерских пунктах и в сети Интернет;

4) организация и проведение азартных игр в залах игровых автоматов;

5) организация и проведение азартных игр в покер в сети.

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация и проведение азартных игр в сети интернет осуществляется организатором азартных игр под брендом организатора азартных игр на основании соответствующей лицензии в соответствии с требованиями Закона №768 и законодательство моб азартных играх исключительно через онлайн-системы организаторов азартных игр, которые отвечают требованиям данного Закона (ч. 1 ст. 24 Закона № 768).

Пунктом 37 ч. 1 ст. 1 Закона № 768 предусмотрено, что организатор азартных игр - юридическое лицо - резидент Украины, которое на основании полученной лицензии имеет право осуществлять указанный в такой лицензии вид деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с требованиями этого Закона.

Поэтому деятельность в сфере организации и проведения азартных игр может осуществляться исключительно согласно полученной лицензии.

 

ВЫПЛАТА ВЫИГРЫШЕЙ

Азартные игры в игорных заведениях казино и казино в сети Интернет

Прием и возврат средств, внесенных игроками для участия в азартных играх (рулетка онлайн) в игорных заведениях казино, обмен средств на игровые заменители гривны и выплата выигрышей осуществляются исключительно через кассы с соблюдением требований законодательства относительно применения регистраторов расчетных операций.

Выплата выигрыша в размере, который превышает предельные суммы расчетов наличными, установленных Национальным банком Украины, осуществляется в безналичной форме (50 тыс. грн и выше).

 

Оплата ставок, возврат средств, внесенных игроками для участия в азартных играх, онлайн казино в сети Интернет, и выплата выигрышей игрокам осуществляются исключительно в безналичной форме. Выплата выигрыша осуществляется в порядке и сроки, определенные правилами проведения азартных игр, и не может превышать 30 (тридцати) дней с даты обращения игрока (статье 29, 30 Закона).

 

Азартные игры на игровых автоматах

Прием и возврат средств, внесенных игроками для участия в азартных играх (игровые автоматы играть) в залах игровых автоматов, выплата выигрышей осуществляются исключительно в кассах игорного заведения с обязательным соблюдением требований законодательства относительно применения регистраторов расчетных операций и ведения кассовых операций в национальной валюте.

Выплата выигрыша и возврат игроку средств, внесенных для участия в азартной игре, осуществляются по первому требованию игрока, но не может превышать тридцати дней со дня обращения игрока (статья 41 Закона).

Следует иметь в виду, что во всех случаях выплата выигрышей, возврата средств и ставок осуществляются с учетом ограничений, установленных Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

С учетом указанного выше, рассмотрим вопрос налогообложения в сфере игорного бизнеса.

 

Залы игровых автоматов должны платить, по существу, два налога:

налог с доходов - 10 выручки (другими словами, налог с оборота);

18% - налог на прибыль.

В соответствии с ч. 9 в. 22 Закона №768 в игровых автоматах запрещено устанавливать общий процент выигрыша меньше 90%. Таким образом, легальный организатор азартных игр в залах игровых автоматов должен 90% выручки направить на выигрыши, а 10% - на налоги. Возникает вопрос, где организатору брать деньги для уплаты за лицензию, оплаты заработной платы работникам, покупку игрового оборудования, аренду помещения и прочее - не ясно.

Новый вариант. По нашему мнению, 10% налога на доходы должно идти или из суммы выручки за вычетом 90% сумм, которые направляются на выигрыши, или из всей суммы выручки, но тогда общий процент выигрыша должен быть уменьшен как минимум до 80%.

Может случиться, что организатор казино, который имеет игровые автоматы в казино, должен будет платить налог с доходов не по этой ставке, а по ставке, как для казино, ведь если читать буквально, то ставка 10% с выручки установлена не для игр на игровых автоматах (как было раньше), а для игр в залах игровых автоматов - отдельных помещениях.

 

Другие виды игорного бизнеса (казино, казино онлайн, букмекерская деятельность) должны платить:

18% налога на доход, уменьшенного на сумму выплаченных выигрышей,

и

18% налога на прибыль.

 

Налоги на выигрыш с игроков

Налоги на выигрыш в Украине установлены в размере 18% НДФЛ и 1,5% военный сбор вне зависимости от суммы выигрыша и независимо от вычета расходов на игру. То есть, игрок, даже если он выиграл меньше, чем до этого проиграл, все равно платит из всей суммы 19,5% налогов.

 

Анализируя налогообложение игорного бизнеса, нужно обратить внимание, что согласно законопроекту, который пока не принят, ожидаются существенные изменения в налогообложении.

Речь идет о налоговом законопроекте 2713-д, без которого легализацию азартных игр нельзя считать завершенной.

Законопроект 2713-д депутаты приняли в первом чтении еще два года назад, в июле 2021-го. После этого регулярно отправляли законопроект на доработку.

Что изменит этот законопроект: четыре главных момента.

  1. Налог на прибыль. Законопроект предусматривает сохранение двух видов налогов на прибыль для игорного бизнеса. Стандартный налог 18% – такой же, как и для любых других компаний, а также специальный налог GGR с 10% ставкой, применяемый к валовому игровому доходу.
  2. Налогообложение игроков. Легальные организаторы будут продолжать выступать налоговыми агентами игроков – то есть перечислять в бюджет 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора с их выигрышей. Увеличивается только размер выигрыша, по которому будут уплачиваться эти налоги. НДФЛ и военным сбором будут облагать выигрыши, превышающие 10 минимальных зарплат (сейчас это 71 000 грн). Сейчас НДФЛ и военный сбор уплачивается с выигрышей любого размера.
  3. НДС. Никаких изменений на этот счет 2713-д не предусматривает. Все смежные контракты легальных организаторов азартных игр, которые сейчас облагаются НДС, в дальнейшем им будут также облагаться налогом.
  4. Лицензионные платежи. Их меньше не станет по одной простой причине – высокие лицензионные платежи были выбраны в азартной сфере именно для украинской модели легального гемблинга. Следовательно, пока государство не ввело систему онлайн-мониторинга и не начало вычислять GGR, решили из этих сегментов взять тройной лицензионный платеж, условно – плату вперед.

То есть, лицензионный платеж в размере 30 миллионов гривен в год от букмекеров и 8,5 миллионов от онлайн-казино сохранится. Но если примут 2713-д, исчезнет выплата лицензионных платежей в тройном размере. Пока ежегодно до ввода в эксплуатацию ГСОМ или изменений в законодательстве для букмекеров и онлайн-казино плата за игровой автомат умножается на 3.

Якщо подобається, тисни кнопку
Не знайшли відповіді на своє запитання? Тоді поставте платне або безкоштовне запитання
Підписуйтесь на B2BConsult.ua в соціальних мережах!
І будьте в курсі правових, податкових, фінансових новин України, а також нашого сервісу!

Підписатися в Facebook

Підписатися в Instagram

Підписатися в Telegram