Зачет взаимных требований на государственных предприятиях транспорта

Можно ли проводить зачет взаимных требований на государственных предприятиях транспорта?

09.02.2018 15:50 2054

Консультація виконавця

B2B Consult
Експерт
У сервісі: 6 років
0 відгуків (0 +) (0 -)
Консультацій: 511

АКТУАЛЬНО НА 26.10.2011


  Министерством транспорта Украины был издан приказ №34129.05.2002г. «О приостановлении использования в финансовых расчетах при участии предприятий Министерства транспорта Украины  бартерных операций».


         Минтранс  приказал,  начиная с 01.06.2002г., приостановить до особого распоряжения использование в расчетах при участии предприятий Минтранса бартерных операций. Бартерными операциями следует считать все расчетные операции  в любой форме отличной  от  денежной.   


        В  настоящее время о каких-либо других приказах по данному вопросу нам не известно. Отсутствуют какие-либо данные и об издании Минтрансом особого распоряжения по бартерным операциям. 


         По нашему мнению, издание такого приказа на тот момент (29.05.2002г.) и использование его в работе в данное время, противоречит действующему законодательству, а именно:


        На 29.05.2002г. действовал Гражданский кодекс Украины в редакции 1963 года (ст.ст.241,242), которым был предусмотрен такой вид договоров как договор мены.


  С 1 января 2004 года вступил в силу новый Гражданский  кодекс  Украины, которым законодатель ввел в договора мены (бартера) некоторые новшества, но каких-либо запретов  или  ограничений в отношении заключения таких договоров не предусмотрел. Данный вид договоров регулируется статьями 715-716  ГК Украины.


         Кроме этого, с 1 января  2004 года вступил в силу Хозяйственный   кодекс  Украины, которым  также предусмотрен такой вид  договоров  как договор  мены (бартера).


         Следует обратить внимание, что ч. 4 ст. 263 ХКУ хозяйственно-торговая деятельность «опосередковується господарськими договорами поставки, контрактації сільськогосподарської продукції, енергопостачання, купівлі-продажу, оренди, міни (бартеру), лізингу та іншими договорами.»


При этом ч. 4 ст. 293 ХКУ, регулирующей договора мены (бартера) установлены ограничения в отношении имущества, которое не может быть предметом мены  (бартера), а именно: « не може бути об'єктом міни (бартеру) майно, віднесене законодавством до основних фондів, яке належить до державної або комунальної власності, у разі якщо друга сторона договору міни (бартеру) не є відповідно державним чи комунальним підприємством. При цьому за змістом зазначеної норми законодавством можуть бути встановлені також інші особливості здійснення бартерних (товарообмінних) операцій, пов'язаних з придбанням і використанням окремих видів майна, а також здійснення таких операцій в окремих галузях господарювання


Таким образом, уже после издания приказа Минтранса №341 от 29.05.2002г. законодатель предусмотрел возможность установления ограничений по договорам мены (бартера), но на законодательном уровне, а не на уровне издания распорядительного акта, каким является вышеуказанный приказ Минтранса. 


Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время бартерные операции, в том числе взаимозачеты, могут осуществляться государственными предприятиями транспорта, за исключением бартерных операций с основными фондами.


Однако, для проведения зачета однородных требований Порту необходимо соблюсти ряд требований.


Так, в соответствии со ст. 601 ГК  Украины  обязательство прекращается зачетом встречных однородных требований, срок выполнения которых наступил, а также требований, срок исполнения которых не установлен или определен моментом предъявления требования.


Таким образом, для зачета должны выполняться следующие условия:


срок выполнения требований уже должен наступить. При этом данный срок нужно отслеживать не по данным бухгалтерского учета, а по соответствующим положениям договора. 


- требования должны быть встречными (то есть, обе стороны должны друг другу) и однородные (в частности, денежный долг, выраженный в гривне);


- договоры, по которым проводится зачет, не должны содержать положений о запрете зачета или запрете зачета в одностороннем порядке.


         Зачет встречных требований может осуществляться как путем составления двустороннего документа (соглашения о зачете), так и путем письменного заявления одной из сторон с подтверждением  письменного согласия о зачете  от другой стороны.


Взаимозачеты могут быть проведены только на основании документов, подписанных руководителями предприятий или другими уполномоченными на заключение сделок лицами.


 


Так же, следует учесть требования ч 5 ст. 203 ХКУ согласно которой «не допускається зарахування вимог, щодо яких за заявою другої сторони належить застосувати строк позовної давності і строк цей минув, а також в інших випадках, передбачених законом».

Якщо подобається, тисни кнопку