При практичному застосуванні понижуючого коефіцієнта ЕВ виникли проблеми, а саме: при виконанні всіх умов, передбачених п.95 розділа 8 «Прикінцеві та перехідні положення» Закона України від 08.07.2010р. № 2464, та коли на підприємстві є застраховані особи, яким здійснюється донарахування сум ЕВ до розміру мінімальної заробітної плати є три суперечливі консультації ДФСУ.
Просимо надати роз’яснення, якою консультацією користовуватись при застосуванні понижуючого коефіцієнта ЕВ за червень 2015р., так як консультації не відповідають вимогам законодавства?
АКТУАЛЬНО НА 14.07.2015
1. Согласно п. 95 р. VIII «Прикінцеві та перехідні положення» ЗУ № 2464 при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по ГПД, помощи по временной нетрудоспособности и помощи в связи с беременностью и родами размер ЕСВ, применяется с понижающим коэффициентом, если плательщиком выполняются одновременно такие условия:
а) база начисления ЕСВ в расчете на одно застрахованное лицо в отчетном месяце увеличилась на 20 и больше процентов по сравнению со среднемесячной базой начисления ЕСВ плательщика за 2014 год в расчете на одно застрахованное лицо;
б) после применения коэффициента средний платеж на одно застрахованное лицо в отчетном месяце составит не меньше чем среднемесячный платеж на одно застрахованное лицо плательщика за 2014 год;
в) количество застрахованных лиц в отчетном месяце, которым начислены выплаты, не превышает 200 процентов среднемесячного количества застрахованных лиц плательщика за 2014 год.
Как видно, условия, при которых применяется понижающий коэффициент, содержат только усредненные показатели базы начисления и платежа ЕСВ.
Поэтому, по нашему мнению, вывод налоговой о том, что при условии, если хотя бы по одному застрахованному лицу осуществляется доначисление сумм ЕСВ до размера минимальной заработной платы, понижающий коэффициент страхователем не применяется вообще, не соответствует условиям п. 95 р. VIII «Прикінцеві та перехідні положення» ЗУ № 2464.
2. Относительно вопроса, можно ли применять понижающий коэффициент к дополнительной базе ЕСВ следует отметить, что нормы закона, регулирующие применение понижающего коэффициента не устанавливают каких либо ограничений и не делят базу для применения коэффициента к ЕСВ и без применения коэффициента. Поэтому анализируя только эти нормы можно сделать вывод, что коэффициент применяется ко всей базе обложения.
Но анализ других норм и подзаконных актов позволяет налоговикам сделать также такой вывод. Поскольку база начисления ЕСВ это сумма начисленной заработной платы, вознаграждений за выполненную работу (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам, помощи по временной нетрудоспособности и помощи в связи с беременностью и родами, на которую начисляется ЕСВ, то следует применять понижающий коэффициент к ставке ЕСВ только к фактически начисленной заработной плате, а к дополнительной базе (как условно начисленной) не применять.
Кроме того, при рассмотрении таблицы 1 Приложения 4 отчета по ЕСВ, следует обратить внимание на те строки вычисления ЕСВ, к которым коэффициент применяется - такие строки имеют соответствующие формулы, в которых ЕСВ умножается на коэффициент (например, 3.1.1, 3,1.2, 3.2.1 и т.и).
Если обратиться в п. 3.5 (начисление ЕСВ от дополнительной базы), то в формулах расчета ЕСВ коэффициент не прибавляется. Поэтому по данным формальным признакам коэффициент не может быть применен к дополнительной базе налогообложения ЕСВ.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что если предприятие применит к дополнительной базе коэффициент, то будут претензии налоговиков. Судебной практики по данному вопросу нет, поэтому если предприятие не хочет дополнительных судебных споров с налоговой службой, лучше начислять на дополнительную базу ЕСВ без коэффициента.