АКТУАЛЬНО НА 23.09.2013
Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть две нормы Налогового Кодекса.
Так пунктом 14.1.267 НКУ определено, что займом считаются денежные средства, предоставляемые резидентами, являющимися финансовыми учреждениями, или нерезидентами, кроме нерезидентов, имеющих оффшорный статус, заемщику на определенный срок с обязательством их возврата и уплатой процентов за пользование суммой займа.
С данного определения вытекает, что процентный займ, полученный от нерезидента с оффшорным статусом для целей налогообложения, не является займом.
Так же, согласно пункту 14.1.258 НКУ финансовый кредит — денежные средства, предоставляемые банком-резидентом или нерезидентом, который квалифицируется как банковское учреждение согласно законодательству страны пребывания нерезидента, или резидентами и нерезидентами, имеющими, согласно соответствующему законодательству, статус небанковских финансовых учреждений, а также иностранным государством или его официальными агентствами, международными финансовыми организациями и другими кредиторами — нерезидентами юридическому или физическому лицу на определенный срок для целевого использования и под процент.
Получается, что единственное серьезное отличие финансового кредита, полученного от нерезидента, и займа — это отсутствие целевого назначения денежных средств.
То есть, для того чтобы согласно Налоговому кодекса процентный займ получил статус финансового кредита, нерезиденту-оффшорнику необходимо лишь прописать в договоре займа целевое назначение денежных средств.
Налоговики уже высказались на тему учета поступления таких сумм. Вот их выводы из Базы налоговых знаний.
Вывод налоговиков о займе: «Учитывая, что получение резидентом денежных средств от нерезидента, имеющего оффшорный статус, не является займом в понимании Налогового кодекса, налогоплательщик резидент должен включить такую сумму денежных средств в налоговом периоде их получения в доход, который учитывается для исчисления объекта налогообложения, на основании пп. 135.5.15 п. 135.5 ст. 135 НКУ. Включение в состав расходов указанных сумм при их возврате нормами НКУ не предусматривается» (подкатегория: 110.29.01 ЕБНЗ).
Напоминаем, что пунктом 135.5.15 НКУ определено, что в состав доходов попадают иные доходы налогоплательщика за отчетный налоговый период. Однако, считаем, ссылки на общие пункты Кодекса в данном случае некорректны, так как заем как привлеченные денежные средства, подлежащие возврату, вообще не имеет признаков дохода. Следует отметить, что в Кодексе нет специальных норм, которые бы предписывали включать суммы таких займов в доход.
Однако, налоговики в термин «доход» из Налогового кодекса вкладывают более широкое значение, нежели предлагает бухучет. Поэтому если предприятие, решит проигнорировать рекомендации налоговиков, и не включит в доход сумму полученного займа от нерезидента-оффшорника, то вероятно, придется отстаивать свою позицию в суде.
Поэтому для избегания конфликта с налоговиками при получении займа следует оговаривать цель получения займа, чтобы соответствовать определению «финансового кредита», который налоговики не требуют включать в доходы, о чем свидетельствует следующий вывод налоговиков.
Вывод налоговиков о кредите: «Сумма кредита, полученного от нерезидента, имеющего оффшорный статус, не учитывается при определении объекта налогообложения. При этом в случае выплаты таким нерезидентам процентов по вкладам и кредитам, то есть за полученные финансовые услуги, состав расходов определяется в порядке, определенном ст. 141 Налогового кодекса Украины, с учетом ограничений, установленных положениями п. 161.2 ст. 161 настоящего Кодекса» (подкатегория 110.29.01 ЕБПЗ).
Как видим данное мнение более либеральное и почти полностью соответствует Налоговому кодексу.
Вывод.
По нашему мнению, при получении денежных средств (кредита или процентного займа) от нерезидента-оффшорника «тело» займа не попадает в доходы заемщика. Однако, во избежание споров с контролирующими органами, необходимо, при получении процентного займа в договоре оговаривать его целевое назначение, для того чтобы заем приобрел статус финансового кредита в соответствии с пунктом 14.1.258 НКУ.