Какой предельный срок перечисления в бюджет остатка выручки от залежалых грузов? Есть ли ответственность за не перечисление средств в бюджет?
АКТУАЛЬНО НА 23.09.2013
Остаток средств, за вычетом расходов порта, через 6 месяцев после продажи груза подлежит перечислению в бюджет на соответствующий счет в казначействе. Это правило работает и в случае отказа владельца груза от средств, а также если с владельцем нет каких либо контактов. Вся полученная выручка могла бы остаться у порта, если бы грузовладелец передал (подарил) груз порту до перехода его в разряд залежалых.
На основании каких норм сделан такой вывод?
Согласно п.5 Декрета КМУ №33-93 от 8.04.1993г. порт, который осуществляет реализацию залежалого груза, перечисляет в Государственный валютный фонд Украины полученную валюту за минусом затрат по реализации груза.
В действующем в настоящее время Бюджетном кодексе Украины отсутствует такое понятие, как Государственный валютный фонд.
В тоже время в Бюджетном кодексе среди доходов общего фонда местных бюджетов указаны:
«20) кошти від реалізації безхазяйного майна (у тому числі такого, від якого відмовився власник або отримувач), знахідок, спадкового майна (у разі відсутності спадкоємців за заповітом і за законом, усунення їх від права на спадкування, неприйняття ними спадщини, а також відмови від її прийняття), майна, одержаного територіальною громадою в порядку спадкування чи дарування, а також валютних цінностей і грошових коштів, власники яких невідомі».
Как видим в этот пункт вполне вписывается и выручка от реализации залежалых грузов.
Кроме этого необходимо учесть требования ст.167, 169 КТМ:
«Стаття 167. Здача незапитаного вантажу на зберігання
…
Вантажі, що зберігаються у портах понад встановлені терміни, підлягають продажу у порядку, встановленому чинним законодавством України, з компенсацією портам витрат на зберігання, відповідно до правил статті 169 цього Кодексу.»
«Стаття 169. Продаж незапитаного і зданого на зберігання вантажу
Суми, виручені від продажу вантажу, зазначеного в статті 167 цього Кодексу, за вирахуванням сум, належних перевізнику, зараховуються на депозит перевізника для видачі за належністю.
Якщо виручених від продажу сум виявиться недостатньо для покриття належних перевізнику платежів і витрат, пов'язаних із зберіганням і продажем вантажу, перевізник вправі стягнути недоодержані суми з відправника.
Якщо протягом шести місяців з дня продажу вантажу ніхто не заявить своїх прав на суму, виручену від його продажу, то ця сума за вирахуванням належних перевізнику платежів, надходить до Державного бюджету України, а сума, виручена від продажу бездокументного вантажу, - в доход перевізника на покриття збитків, викликаних задоволенням вимог, зв'язаних з втратою або нестачею вантажів.»
Учитывая, что в статье 167 прямо указаны залежалые грузы в порту, и эти статьи ссылаются друг на друга, анализ данных норм приводит к выводу: остаток средств через 6 месяцев после продажи груза подлежит перечислению в бюджет.
Есть ли ответственность за не перечисление средств в бюджет?
Про нашему мнению, какой либо финансовой ответственности в виде штрафа нет, но есть административная ответственность, а также уголовная (при фискальном, предвзятом подходе контролирующих органов).
В чем заключается уголовная ответственность?
Контролирующие органы могут исходить из следующего:
- остаток средств от залежалых грузов по истечении 6 месяцев это бюджетные средства или средства принадлежащие порту? Это бюджетные средства, которые используются портом не по назначению;
- если эти бюджетные средства не будут перечислены в бюджет, а останутся у порта и фактически будет использованы на нужды порты? В этом случае можно констатировать нецелевое использование бюджетных средств.
По нашему мнению, с таким подходом можно поспорить на основании того, что денежные средства, не перечисленные в бюджет остаются «средствами порта, несвоевременно перечисленные в бюджет», а «бюджетными» становятся после поступления в бюджет. Нецелевое же использование бюджетных средств, согласно ст.119 Бюджетного кодекса, может возникнуть после перечисления средств из бюджета на какие либо цели, а не до этого.
Но это оптимистический вариант, с которым контролирующий орган может не согласиться и развитие событий может пойти по пути уголовной ответственности по ст.210 УК «Нецільове використання бюджетних коштів, здійснення видатків бюджету чи надання кредитів з бюджету без встановлених бюджетних призначень або з їх перевищенням», поскольку в этой статье есть свое определение бюджетных средств: «До бюджетних коштів належать кошти, що включаються до державного бюджету і місцевих бюджетів незалежно від джерела їх формування». Это определение довольно широкое и может включать в себя также остаток средств от залежалых грузов, не перечисленных в бюджет своевременно.