Наше предприятие оплачивало и получало транспортные услуги по Украине. Перевозчики оформляли предоставленные услуги актами выполненных услуг, при этом товаро-транспортные накладные не были выписаны. Правомерны ли действия налоговых инспекторов, которые не признают такие услуги расходами в налоговом учете при отсутствии товаро-транспортной накладной?
АКТУАЛЬНО НА 16.10.2014
Согласно ст.138 НКУ расходы, которые учитываются для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, которые подтверждают осуществления налогоплательщиком затрат, обязательность ведения и хранения которых предусмотрен правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом ІІ этого Кодекса.
В Налоговом кодексе отсутствуют какие либо нормы, указывающие обязательность подтверждения транспортных расходов только товарно-транспортной накладной (ТТН). Нет таких норм также в стандартах бухгалтерского учета и в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете от 24 мая 1995 года N 88.
В соответствии с нормами гражданского законодательства договор о предоставлении услуг (в том числе транспортных) представляет собой документально оформленные намерения сторон о предоставлении и оплате услуг, которые составляют предмет такого договора. Подтверждением выполнения сторонами договорных отношений есть первичные документы, которые свидетельствуют о наличии результатов в виде предоставленных услуг и передачу права собственности на такие услуги от одной стороны договора о предоставлении услуг к другой. При этом гражданским законодательством стороны не ограничены в выборе вида первичного документа.
Согласно Положения №88 первичные документы должны иметь такие обязательные реквизиты: наименование предприятий, от лица которых составлен документ, название документа (формы), дата и место составления, содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции (в натуральному и/или стоимостном выражении), должности и фамилии лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность его оформления, личная или электронная подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, которое принимала участие в осуществлении хозяйственной операции.
На основании этого можно сделать вывод, что составленные сторонами акты выполненных услуг, содержащие все требуемые Положением №88 реквизиты, также являются первичными документами и подтверждают проведение сторонами хозяйственных операций по перевозке грузов. Согласно п.2.1 Положения №88 первичные документы - это документы, которые фиксируют и подтверждают хозяйственные операции. Стороны договора имеют право договариваться о применении акта предоставленных услуг в качестве документа, фиксирующего и подтверждающего услуги по перевозке, поскольку законодательство не запрещает это.
Судебная практика тоже свидетельствует о том, что отсутствие товарно-транспортной документации не может быть основанием для признания сделки недействительной. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине не устанавливают правил налогового учета расходов налогоплательщиков, а только устанавливают права, обязанности и ответственность владельцев автомобильного транспорта (перевозчиков). Об этом указывается судом, в частности, в определении ВАСУ от 26.06.12 года по делу № К-27230/10.
Также имеются другие решения судов, в которых суды не признают обязательность применения формы ТТН, утвержденной приказом Министерства транспорта Украины и Министерства статистики Украины от 29.12.95 N 488/346 "Об утверждении типичных форм первичного учета работы грузового автомобиля" относительно подтверждения транспортных услуг ТТН и путевыми листами соответствующей формы, поскольку настоящий приказ не был в установленному законом порядке зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины (Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 17 февраля 2005 г. N 34/281а).