Можно ли госпредприятию оплатить и отразить расходы по отдельным видам услуг, в частности услуг по лизингу легкового автомобиля, до утверждения финплана?
АКТУАЛЬНО НА 09.10.2014
Постановлением Кабинета Министров Украины №899 от 03.10.2012 года «О порядке осуществления расходов субъектами хозяйствования государственного сектора экономики в случае неутверждения (несогласования) годовых финансовых планов в установленном порядке» установлено, что до утверждения финплана на текущий год «забороняється здійснювати витрати на»:
- капитальные инвестиции (за исключением случаев, решение относительно которых принято КМУ);
-приобретение и аренду легковых автомобилей;
- маркетинг и информационно-консультационные услуги;
- аудиторские и консалтинговые услуги;
- страхование (кроме расходов на общеобязательное государственное социальное страхование, обязательное страхование и страхование в соответствии с международными договорами);
- представительские мероприятия;
- производство и распространение рекламы;
- благотворительную, спонсорскую и другую помощь;
- отчисление в резерв сомнительных долгов;
- не могут осуществлять продажу, списание государственного имущества;
Следует отметить, что Постановление Кабинета Министров Украины №899 является подзаконным актом.
В то же время согласно статье 525 Гражданского кодекса Украины, который имеет высшую силу по отношению к постановлению КМУ, односторонний отказ от обязательства или одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не установлено договором или законом.
Следовательно, если у государственного предприятия имеются договорные обязательства по полученным/получаемым работам (услугам), которые подпадают под действие Постановления КМУ №899 от 03.10.2012 года, ему необходимо их выполнять, в частности, принять работы и подписать акты фактически выполненных работ (услуг).
Возникает вопрос, можно ли отражать в бухучете расходы по фактически выполненным работам (услугам) до утверждения финплана? Если не отражать такие расходы до утверждения финплана, то будут нарушены сразу три принципа бухгалтерского учета, установленные ст.4 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине: «обачність», «повне висвітлення», «нарахування та відповідність доходів і витрат». Поскольку нормы Закона имеет высшую силу по отношению к постановлению КМУ, то, по нашему мнению, отражать расходы в учете юридически правильнее в том отчетном периоде, когда они понесены. В тоже время, если посмотреть на этот вопрос с практической точки зрения (ведь «чистоту» бухучета проверяют специалисты КРУ, которые в основном не являются юристами и привыкли выполнять команды сверху, а не рассматривать вопрос в правовой плоскости), то более безопаснее в целях исключения судебных споров с контролирующими органами отразить такие расходы в учете после утверждения финплана.
Относительно перечисления денежных средств, считаем, что производить оплату денежных средств, т.е. по таким работ (услугам) «здійснювати витрати», как сказано в постановлении КМУ, следует после утверждения финплана.
Поскольку лизинг является разновидностью аренды согласно главе 58 ГКУ «Найм (аренда)», то лизинг легкового автомобиля подпадает под действие Постановления КМУ № 899. В связи с этим все вышеизложенное касается также данных операций.