АКТУАЛЬНО НА 23.09.2013
На сегодняшний день в Налоговом кодексе не оговорено, как следует учитывать налоговые расходы, связанные с простоем предприятия.
В бухгалтерском учете оплата простоя относится к прочим общепроизводственным расходам (пункт 15.9 П(С)БУ № 16 «Расходы»). По нашему мнению эту норму можно распространить не только на оплату труда во время простоя, но также и на другие расходы при простое.
В соответствии с п.16 П(С)БУ № 16 и п.138.4 НКУ
общепроизводственные расходы | ||
постоянные | переменные | |
нераспределенные | распределенные |
|
В расходы в периоде возникновения | В расходы в периоде отражения доходов |
Исходя из требований П(С)БУ №16 предприятие в своей учетной политике должно четко определить перечень переменных и постоянных расходов (указав в том числе какие из них являются нераспределенные), а так же базу их распределения. Так же, техническими службами должна быть определена нормальная мощность предприятия, которую необходимо подтвердить соответствующими расчетами и закрепить в распорядительном документе (приказом, распоряжением).
До тех пор, пока предприятие каждый квартал отражает доходы от реализации, в том числе при частичном простое, со списанием постоянных нераспределенных расходов вопросов возникать не должно. Даже если за счет этих расходов себестоимость больше доходов (за исключением реализации связанным лицам согласно пункту 153.2.6 Налогового кодекса).
Относить общепроизводственные расходы при полном простое на себестоимость реализации не правильно, так как счет 90 предназначен непосредственно для обобщения информации о себестоимости реализованной готовой продукции, товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, а при полном простое предприятие реализации не осуществляет.
Для нераспределенных постоянных расходов в отчетном периоде, когда отсутствует реализация услуг и нельзя их списать бухгалтерской проводкой Дт 90 Кт 91, можно использовать бухгалтерскую проводку Дт 949 «Прочие расходы операционной деятельности» Кт 91. В налоговом учете данные расходы так же отражать, как прочие расходы, в соответствии с пунктом 138.5 Налогового кодекса, согласно которому другие расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены, согласно правилам ведения бухгалтерского учета.
Такого же мнения косвенно придерживаются и налоговики. Так, в Единой базе налоговых знаний, на вопрос как должна отражаться заработная плата во время простоя предприятия они пояснили: «заробітна плата працівників, виплачена за час вимушеного простою підприємства або за час перебування у щорічних (основних та додаткових) відпустках, не може бути безпосередньо віднесена до конкретного об’єкта витрат і відповідно не включається до складу прямих витрат на оплату праці, що формують собівартість виготовлених та реалізованих товарів, виконаних робіт, наданих послуг. Такі виплати платника податку враховуються на підставі пп.138.12.2 п.138.12 та п.138.5 ст.138 ПКУ у складі інших витрат у звітному податковому періоді, в якому вони були здійснені, згідно з правилами ведення бухгалтерського обліку та відображаються у рядку 06.4.39 Додатку ІВ до рядка 06.4 Податкової декларації з податку на прибуток підприємства, форма якої затверджена наказом Міністерства фінансів України від 28.09.2011 №1213».
Понятно, что во время простоя предприятие несет не только затраты по заработной плате работников, но и другие производственные расходы, то соответственно, эти расходы так же должны учитываться как прочие расходы.
Можно предложить, еще один вариант учета общепроизводственных расходов в учете предприятия, в котором реализация в течение года носит не систематичный характер и Декларация по прибыли подается раз в год. А именно, в своей учетной политике предприятие должно определить, что отчетным периодом, как для бухгалтерского, так и налогового учета является год. Таким образом, списание общепроизводственных расходов будет осуществляться по итогам года, что даст возможность при наличии какой-либо реализации в течение года списать на расходы постоянные затраты по простою.